Рисуем камуфляж «Амеба»
Сложившийся в нашем восприятии облик бойцов особых специальностей - разведчиков, снайперов, сапёров, бойцов штурмовых групп неизменно связан с мешковатым маскировочным костюмом с очень характерным и узнавемым рисунком. «Амёба» - уникальный камуфляжный рисунок, наверное, не имеющий аналогов ни до, ни после своего появления во второй половине 30-х годов. Рисунок отличается не только своебразным очертанием камуфляжных пятен, но и очень крупным масштабом, не характерным для камуфляжных тканей.
Помимо того, что номинально «Амёба» выпускалась в летнем (зелёном) и осеннем (песочном) вариантах, цвет фона и пятен мог варьироваться достаточно сильно. Например, на летнем рисунке пятна могли быть контрастного, почти чёрно-коричневого цвета, но также бывали и менее контрастными, землисто-терракотовыми.
«Амёба» не очень сложна в росписи на фигурках, но имеет и свои особенности, о которых мы и поговорим.
Работу, как и во всех аналогичных случаях, нужно начать с подбора фотоматериала -только он поможет добиться правдоподобного и реалистичного результата. Хочется сразу предупредить, что в инструкциях к окраске фигур могут встречаться неточности. Взять тот же известный драгоновский набор 6068 «Soviet scouts and snipers». Если на лицевой стороне камуфляж более-менее похож на себя, то на обороте он не имеет вообще ничего общего с оригиналом-масштаб пятен слишком мелкий, а абрис неточен.
Принцип росписи будет отличаться от рассказанного мной в предыдущей статье про «Листопад». Как я упоминал выше, камуфляж имеет очень большой масштаб и как следствие - очень большой шаг ритма. Если на мелком камуфляжном образце мы можем легко увидеть ритмически повторяющийся рисунок, то у амёбы это сделать затруднительно. Во всяком случае, в пределах отдельного предмета униформы. Какой же остаётся выход? Правильно - срисовывать камуфляж прямо с фотографии, не вникая в теорию и просто имитировать характерные особенности. Я бы выделил 4 аспекта, которых нужно придерживаться
1. Цвет. В «Амёбе» их всего два, поэтому желательно попасть в них.
2. Размер пятен. Его нужно определить, чтобы пятна не выглядели мелкими «цветочками» (как на задней стороне драгоновкой коробки), но и не были сильно крупными (например, одно пятно на штанину).
3. Абрис пятен. Он специфичен - линия пластичная, создающая контраст между перешейками и завершениями огруглых «отростков».
4. Расположение пятен на фоне. Не слишком густое и не слишком редкое.
Естественно, роспись камуфляжа начнём с базового цвета, который перед нанесением пятен должен полностью высохнуть (фото1). На мой субъективный взгляд этот камуфляж более выгодно и эффектно смотрится в контрастном виде, поэтому базовый фон я сделал довольно светлый.
Теперь, вооружившись фотографией (лучше в момент росписи пользоваться какой-то одной, тогда есть конкретная направленность) начинаем прорисовку пятен (фото2). Если вы расписываете «Амёбу» впервые - нет ничего зазорного в том, чтобы поупражняться в прорисовке пятен на бумаге. Я уверен, десятая «Амёба» будет отличаться от первой в лучшую сторону и набив таким образом руку, можно переходить к фигурке. Как и в предыдущей статье, чисто для демонстрационных соображений, я начал роспись с лицевой части фигурки, но никто не запрещает первые пробные пятна наносить в наименее заметных местах.
Первый шаг очень важен - мы определяемся с масштабом, поэтому рисуя пятно, пытаемся смотреть на фигурку в целом. Когда набита рука, пятна можно сразу рисовать начисто, но здесь я показываю более осторожный вариант. Жидким бледным раствором краски, кистью, как карандашом, сначала не спеша рисуем контуры пятен на всей фигуре (фото3). Мы сейчас работаем с масштабом, формой и расположением пятен. На фото видно, что в некоторых местах пятно расположены довольно далеко друг от друга. Для более интересного результата, где-нибудь в одном месте оставьте большой участок базового фона. Я, как и на фото реального образца, оставил его в районе правого колена. Другой важный момент - не забываем о швах на одежде. На мелких рисунках это не сильно заметно, но на амёбе обязательно обрываем пятна на швах, а с другой стороны шва пятна смещаем или оставляем чистый фон. В итоге, контуры пятен нанесены.
Теперь будем заполнять эти контуры краской. Для «Амёбы» специфика заключается в том, что краска должна быто чуть жиже чем обычно. Кистью, с краской в обычной консистенции не очень удобно рисовать все причудливые изгибы пятен, обрисовывать дуги по маленьким радиусам. А если краска более жидкая - её капля сама сформирует округлые отростки, главное - направить её кисточкой и вовремя остановить. Т. е. мы рисуем кистью не в традиционном понимании этого слова, а почти не касаясь поверхности, гоним впереди кисточки каплю краски, которая собой формирует абрис. (фото4).
Все радиусы получаются округлые и естественные. Краски на пятнах должно быть с избытком, чтобы сразу после высыхания получился укрывистый слой. После высыхания пятен можно аккуратно подправить огрехи (фото5).
Теперь наступает очередь росписи. Преимущество, в частности, темперы в том, что прозрачные лессировки при росписи складок не перекрывают пятна и они остаются видимыми.
«Амёба», имея большой процент базового фона и ровных участков, требует подробной тонировки складок - слой за слом живописно прописываем все складки. Вполне возможно, нескольких лёгких деликатных проходов будет достаточно. Если в тенях пятна утратят контрастность по отношению к фону, можно уплотнить тени именно на самих пятнах. Таким образом, пятна могут прописываться уже отдельно от фона (фото6).
С высветлениями нужно быть аккуратнее. Нескольких касаний на самых светлых участках будет достаточно - и вполно возможно, пятна не потребуют высветлений (только фон) – из-за этого на самых выступающих местах они будут казаться контрастнее. За счет этого поверхность ткани будет живой - на выступающих местах рисунок получится более активный, уходя в тени, он будет становиться нейтральнее. Камуфляж начнет «дышать» (фото7).
Продолжаем роспись фигурки до полного окончания и сбалансированного по тону и по цвету вида (фото8). Окончательную отделку можно выполнить пигментами (фото9). Фото оконченной фигурки: (фото10) Вообще, в качестве лирического отступления, хотелось бы заметить, что при росписи камуфляжа не нужно бояться экспериментировать, отступать от алгоритма. Даже если честно, номинально выполнить все описанные процедуры - результат потребует критического взгляда и творческого подхода.
Мне так кажется, что эту задачу на каждой фигурке я решаю для себя каждый раз заново - не повторяю набор заученных операций, а делаю так, чтобы именно ЭТА фигурка именно в ЭТОМ камуфляже выглядела максимально эффектно и выигрышно.
Обсуждение статьи (комментариев: 30)
С уважением Блохин Дмитрий
Здесь пигмент нанесен "без никого",матовая поверхность темперы его держит.
Вообще,для работы с пигментами нужна не блестящая поверхность-хоть на фигурах,хоть на технике.
А как всё-таки насчёт травянисто-зелёного ? Анализ фотографий показывает, что "база" была светлого оттенка.
С уважением Владимир.
Насчёт пигментов-я надеюсь МИГовские пигменты скоро станут доступны у нас,а в небольших объемах(на тех же фигурках) их вполне можо заменить натёртой на мелкой шкурке пастелью.
Она ждёт своей участи, также как и темпера ПВА,кисточки, модели. И когда голова наполнится разумом благодаря таким насыщенным статьям Владимира и других, буду ваять шедевры. Обещаю.
Уважаемые коллеги, прекрасная статья. Я как раз берёг драгоновских снайперов для такого случая. Но, мне непонятна одна вещь. я очень давно собираю фигурки, но когда дело доходило до покраски, то наступало сплошное мучение.Никакая краска не давала нужной матовости, а главное укрывистости!Поэтому непокрашенные люди прото валялись в коробках. Наконец появилась темпера, акрил, масло.Я скупил всё, но использую в основном темперу, кроме лиц, конечно. Темперу я приобрёл как у Владимира Демченко, т.е. МастерКласс. Но оказалось, что каждый цвет совершенно различен по своим характеристикам. Наилучшими свойствами обладает сажа газовая №801. Поэтому советских танкистов красить одно удовольствие! А остальные же цвета совершенно не укрывисты и красить ими сплошное мучение. Не помогает и грунтовка. В часности советские гимнастёрки и т.п. Для их покраски из имеющихся у меня цветов подходит только охра светлая №206. Но чтоб хоть как то закрыть поверхность приходится накладывать буквалоно десятки слоёв!Т.к. краска просто прозрачна. Совершенно непонятно, как Владимир получает такие потрясающие результаты? На его фото виден тюбик с №209. У меня такого нет. Неужели этот цвет так отличается по свойствам от №206? Помогите, пожалуйста...
- золотые слова, вот их бы на главную страницу диорамы.ру.
А статья хорошая, Владимир как всегда поднял нужную и актуальную тему. Риспект:)
1. Владимир, не могли бы вы дополнить вашу статью фотографиями бойца со спины. Просто очень удобно окрашивать фигурки, сидя перед монитором и используя ваши работы как образец.
2. Если у вас есть фотографии вот этих http://www.diorama.ru/workshop/reviews/90/photo7/ танкиста и офицера, опять же со спины, не могли бы вы и их выложить на всеобщее обозрение.
3. Владимир, а тени отбрасываемые ватником (на брюки) и ППШ (на ватник) нарисованы или образовались естественным образом?
С уважением.
Итак,по вопросам.
1.Пигменты наносятся уже на высохшую краску,колонковой кистью со слегка обрезанным ворсом.
Часть пигмента потом(естественно) ссыпается,но часть въедается в матовую поверхность.
Кстати,а почему бы не нанести пигмент ещё на влажноватую поверхность,отличная идея.Он должен в этом случай взяться неравномерными пятнами и дать хороший результат.
2.Падающие тени,конечно же,естественные.Они на всех фотонрафиях разные получаются:-)
3.Темпера действительно разная по кроющим свойствам.Как бороться? Никогда не работайте темперой в чистом виде "прямо из банки".Немного белил цвет сделают лучше да и укрывистость.Практически все цвета наносятся в два слоя с высыханием предыдущего.Темпера даёт сильную усадку (вода ведь испаряется),поэтому не бойтесь особенно первый слой наносить с лёгким избытком.Краску именно накладывайте,а не растирайте кистью,слой в итоге будет тонкий.
4.Фото со спины кажется было,если найду,попрошу Бориса добавить сюда.
Ну и конечно,как образец,лучше всё таки использовать фото оригинальной униформы,а не роспись.Так вернее будет!
Еще раз всем спасибо.
Обсуждения дополняют прекрасно написанные статьи .
Мне кажется можно в скором времени публиковаться отдельной книгой. Будет пользоваться спросом ( ну уж точно не меньше чем Завадий )
Прошу прощение за наглость … Лично меня подробнее интересует вопрос «грязи» на обуви и "пыли" на одежде. Можно надеяться узнать технологию от В.Д. ?
Заранее спасибо
А по грязи-на форуме я раз несколько в обсуждениях этого вопроса участвовал.Основной принцип в том,что
фигурку нужно не пачкать с тем же подходом,который происходит в жизни,в реальности,а именно рисовать,изображать
загрязнения.Причем не откладывая это на потом (вначале делаем чистые сапоги,а потом их пачкаем),а сразу расписываем
уже пыльные или грязные сапоги.Конечно,лучше это не на словах,а на картинках показать:-)
С уважением.
Может быть стоит в ней описывать не только технологию росписи темперой, но и другими красками?
Давай-давай пора Завлия уделовать!
Завалий сделал очень хорошую книгу,которая очень полезна и актуальна.Просто это должна быть другая книга,а не "ответ Чемберлену"
Основной принцип в том,что фигурку нужно не пачкать с тем же подходом,который происходит в жизни,в реальности,а именно рисовать,изображать загрязнения.Причем не откладывая это на потом (вначале делаем чистые сапоги,а потом их пачкаем),а сразу расписываем уже пыльные или грязные сапоги.
Мда... чтоб так сразу всё расписать надо набить руку. Ведь некоторые цвета сохнут сразу же.
И вообще каждый раз, когда проводишь кисточкой по модели получается разный цвет и приходится закрашивать всю поверхность полностью заново. Или это только из-за высыхания?
Владимир, а углубления у ватника каждую полоску прорисовываете вручную или имеет место какая-никакая заливочка
А растушовка-это,конечно же,основной прием.Влажность кисти нужно уловить,почувствовать.Т.е. это не какая-то (говоря языком физики:-)) постоянная величина,а кисть увлажняется или подсушивается постоянно,в зависимости от конкретного момента.
Ваш поклонник, начинающий моделист Максим
Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.
|