Мастерская
История одной работы
Верден: как это делалось
Первая Мировая Война – очень значимое для многих наций историческое событие , вернее сказать – трагедия , и совершенно неизвестное в России , хотя русский народ сделал огромный вклад в победу на этой войне . В частности успешное наступление русских войск на Юго-Западном фронте и последовавшее за ним наступление англичан и французов на р.Сомма вынудили немцев прекратить атаки под Верденом.
Верден-сюр-Мез - небольшой город на северо-востоке Франции; в 1916 году - укрепленный район, защищавший Париж с востока, и арена жесточайшего сражения Первой Мировой войны с 21 февраля до конца декабря 1916 года , вошедшего в историю как "верденская мясорубка". На линии фронта, пространственный размах которой составлял 30 километров по линии окопов и 10 километров в глубину, средний темп наступления составлял сорок метров в сутки ! На этом небольшом участке фронта было введено в бой 50 немецких и 65 французских дивизий . За девять месяцев бессмысленной бойни немецкая армия потеряла до 600 тысяч человек , французы- свыше 350 тысяч .Эта война стала показательной как в плане огромных человеческих жертв , так и по развитию военной техники и оружия массового поражения – под Верденом впервые получили широкое применение легкие пулеметы , ружейные гранатометы , огнеметы и химические снаряды. С основания , человеческое общество , с маниакальной настойчивостью развивает и совершенствует технику уничтожения себе подобных , и мне кажется под Верденом она достигла апогея .
Все произведения о великой войне , это особенные книги , которые прочитав невозможно забыть. Еще в школе познакомившись, с «Огнем» Барбюса и « На западном фронте без перемен» Ремарка был поражен глубиной чувств и натурализмом описаний боевых действий , размахом человеческих судеб и трагедий. И вот совсем недавно мне подарили фильм о первой мировой , в котором авторы попытались подать все в цвете ( как сейчас это модно) . Но не это меня в нем заинтересовало , а больше воспоминания живых участников тех событий и их отношения к войне , к товарищам по оружию , к их гибели. Я проникся глубочайшим уважением к тем , давно забытым солдатам ,их подвигам , которые для них были обыденным делом. Из всего этого и появилась основная тема диорамы – показать именно обыденность подвига этих людей в «верденской мясорубке» , усталость и обреченность даже у победителей.
Итак , замысел диорамы – возвращение французской армией своих утраченных позиций под Верденом , поэтому французов , как , наступающих больше ( 5 фигур) , чем находящихся в обороне немцев ( 4 фигуры) . Но о фигурах немного позже , сейчас - основание диорамы .
Основание .
Основание представляет собой квадрат 150*150 мм вырезанный из 8мм фанеры . Сверху наклеен на клей ПВА пенопласт соответствующего размера 150*150*40 . Ниже приведу несколько эскизов , которые показывают поэтапное изготовление основания и общий эскиз размещения фигур на нем.
На вырезанный и приклеенный пенопласт наносится смесь гипса , цемента ,ПВА и замедлителя твердения /в данном случае это немного мыльного р-ра/. Эта смесь при затвердении довольно крепкая и будет основой для дальнейшего нанесения земляного покрова диорамы.
Когда покрытие окончательно высохнет можно наносить второй слой который будет уже более точнее передавать рельеф и создаст фон для имитации укреплений окопа. Материалы для второго слоя рельефа-шпаклевка, имитатор гранита и песка.
Далее этот слой можно уже тонировать красками / темперой ПВА и воско – масляной , масляной ./ Краски на масляной основе лучше разводить уайт-спиритом - немного дольше высыхают , но более пластично ложатся на основу , в данном случае на шпаклевку с имитаторами камня и песка. Второй слой должен охватить уже практически всю поверхность диорамы.
Далее необходимо запастись маленькими веточками и самыми тонкими прутьями от обычного веника – для плетения защиты окопа от осыпания грунта стенок и нарезанным на полоски 2-4мм старого липового шпона/липовый шпон имеет более однородную структуру./ Понадобится так же различный мох , пакля , кокосовое волокно и мелкие камешки.
Способ плетения прост – закрепляем на цианокрилат несколько продольных и поперечных веточек и остальные обычно вплетаем в готовый остов.
Так же на цианокрилате закрепляем и шпон изображающий настил в окопе. Тонируется настил и плетень воскомаслянной темперой и натертой пастелью . И то и другое разводиться уайт спиритом. Пакля и кокосовое волокно клеятся на ПВА , мешки вылеплены из тамиевской двукомпанентной шпаклевки (они должны быть изготовлены уже по месту на диораме, после затвердения второго слоя и готового входа в блиндаж)
Вот такое , пока еще не заполненное , пространство – окоп и позиция перед ним.
Заполнение.
Для начала необходимо прорисовать будущую композицию , при этом желательно не только указать примерное расположение фигур на диораме но и их позы , вооружение и активное состояние и взаимодействие. Так как основная мысль работы- подчеркнуть немыслимые потери солдат в этой бойне , стала проблема лепки убитых и раненых. Собственно изготовить фигуру убитого несложно , гораздо сложнее показать что это трагедия каждого человека а не статистика боевых действий, но об этом немного позднее.
А сейчас расскажу о технически-оружейной части работы. Не беря в расчет индивидуального вооружения солдат ,я решил не засорять большой техникой свободное пространство диорамы , а обойтись только пулеметом MG8 с расчетом . Пулемет решено было изготовить самостоятельно ,по фотографиям и габаритным размерам. Не буду утомлять описанием процесса подборки материала , скажу лишь одно – основная часть была подобрана в интернете, особенно помогли сайты французских и немецких реконструкторов.
Первое что необходимо при изготовлении по фотографиям – габаритные размеры и хорошие фото отражающие реальные пропорции оружия. Более детально я рассмотрю этот процесс на примере изготовления винтовок Лебеля и Гра , а также штыков к ним.
Итак , винтовка Лебеля , ее фото и перенесенные размеры в привязке к масштабу 1/35
При габаритной длине 1307 мм реальный размер на фото 264 мм , коэффициент перевода будет равен 4,95 . Теперь замерив любой размер на фото , и умножив его на 4,95 получим реальный размер оружия , поделив его на 35 получим искомый в м1/35
После определения основных размеров необходимо подобрать материалы для изготовления , в данном случае основные части ствола и коробки точились из литников от пластиковых моделей, приклад и ложе – двухкомпонентная тамиевская шпаклевка , тонкая / 0,01 / медная проволока для шомпола. Но основное это оборудование и инструменты для работы. Оборудование – мини токарный станок
Инструмент для тонкой ручной работы – нож с небольшим косым лезвием и несколько штихелей для лепки и выглаживания шпаклевки(я пользуюсь стоматологическим инструментом). На токарном станке точатся ствол и затвор . Остальное – лепка. Я думаю фото хорошо продемонстрируют этот процесс.
Когда основная часть работы по изготовлению винтовки выполнена , необходимо позаботится и о ее немаловажной составляющей – штыка. Как и другая военная техника первой мировой штык претерпел множество изменений(относительно конечно же , такого в принципе простого изделия) В начале рассмотрим самый распространенный штык – штык винтовки Лебеля . Он имел несколько разновидностей , рассмотрим самые распространенные с длинной четырехгранного клинка 520 мм и 342мм. Клинок штыка изготовлен из медной проволоки .Основная задача при изготовлении состоит в соблюдении четких граней , но малый масштаб не позволяет применять ни наждак, ни надфиль , поэтому необходимо вытачивать грани острым лезвием ножа ставя его перпендикулярно к проволоке поступательными движениями усиливая нажим к концу. Должно получиться вот так.
Винтовка Лебеля с приставленным штыком (две модификации с защитой затвора и без)
И в уже покрашенном виде,
По таком же принципу изготовлена и винтовка Гра ( вариант с переделанным штыком от винтовки Шаспо)
Штык точился так же как и на винтовку Лебеля , но в этом случае материал – сталь.
Для дальнейшей лепки гарды штыка , при изготовлении ручки , в нее была интегрирована тонкая медная проволока .Вот конечный результат.
С французским оружием вроде бы все , что касается немецкого то было немного проще. Винтовки были взяты из выпускаемых промышленно наборов(имеется ввиду маузер 98 образца 1898 года) но только без штыков, их как раз и пришлось сделать. Сам процесс изготовления подобен вышеописанным и большого труда не составил. Некоторые затруднения вызвал немецкий пулемет MG8 – немного технического материала и ретрофотографий. Но как я писал выше поиск в интернете дал результаты-
Прототип и ниже модель.
Теперь немного о работе над пулеметом.
Все круглые детали точились на министанке ,все остальные –вырезались из листового полистирола разной толщины ,некоторые фрезеровались. Интересна была работа над станком пулемета – все детали его корпуса формовались из фольги на заранее вылепленные из тамиевской двухкомпонентной шпаклевки формы .
Окрашивался эмалями revell и tamiya , тонировался пигментами и пастелью.
Из немецкого стрелкового вооружения был изготовлен , так же по фото, и офицерский пистолет маузер образца 1896 года. Сам пистолет вылеплен из шпаклевки , ствол- фольга намотанная на сверло подходящего под 9мм калибр .Ну вот собственно и все по вооружению , теперь можно заняться непосредственно основной частью диорамы-фигурами. По замыслу фигур должно быть примерно одинаковое количество , как со стороны немцев , так и со стороны французов. Но обычно с атакующей стороны потерь бывает больше , поэтому с французской стороны – 5 фигур , с немецкой-4 . Я постарался изобразить фигуры в разном обмундировании , благо первая мировая была войной с максимальным количеством усовершенствований как в оружии так и в униформе , за минимально короткий для этого , промежуток времени.
Фигуры , в основном , должны изображать убитых солдат . С одной стороны это просто, но это не совсем так. Воины должны выглядеть убитыми , а не спящими.Так , как я не большой любитель изображать лужи крови , постарался это выразить положением тел .
Ну а как это получилось –судить вам .
ФРАНЦУЗКИЕ СОЛДАТЫ.
Первый из пяти солдат
Одет в стандартную шинель М1914-2 (112ri- цвет шинели) , ботинки модель 1912 года модификация 1915 года(учитывая жалобы солдат уменьшили высоту до130-147,5 мм , уменьшен вес с 2 до 1,2 кг ,неравномерно распределили пробои для шнурков увеличив этим эффективность шнуровки при ходьбе),вельветовые коричневые брюки обр1914 года, шерстяной подшлемник , обмотки. Имеет при себе черный кожаный ремень м1845 с мощной пряжкой , поддержки обр1892/14 кожаные некрашеные Y-образные для поддержки трех подсумков обр. 1888/14 (некрашеная кожа- сказывается дефицит крашенной черной) к винтовке Гра, холщевая солдатская сумка(мюзет) обр1892года (изготавливалась из одного куска холста 70*40см в виде кошелька) с регулируемым ремнем и двумя пуговицами. В таких сумках изначально размешали предметы личной гигиены и запасную пару обуви для отдыха, но в дальнейшем брали дополнительный паек ,4-5 гранат или взрывчатку. Противогазный металлический бачок для маски М2(L.T.N)обр1916года. На поясе слева-ножны от штыка к винтовке Шаспо , винтовка Гра с переделанным штыком Шаспо. На шее повязан обычный домашний шарф. Нашивки на левом рукаве шинели говорят о том , что солдат провоевал уже два года.
Фигура убитого находится на колючей проволоке , поэтому при лепке приходилось учитывать и это при закладывании складок на шинели и положении рук на земле и деревянной опоре.
Второй солдат.
Он одет в шинель образца1914 годе 3 тип (285-цвет), брюки обр.1915 года – шерсть. Ботинки обр.1912/15. На голове- шлем Адриана обр. апрель 1915 года (цвет светло серо-голубой , наносился распылением , вес- 1,8 кг.Толщина стали – 0,7мм ) . Имеет при себе подсумки обр1888/14 из обычной кожи , ремень черной кожи, металлический противогазный бачок к противогазу М2ARS , фляга для воды обшитая материалом с кружкой (закреплена на бечевке , которая предохраняет пробку фляги от утери) , снизу к фляге пришита деревянная табличка с именем владельца. Но самое интересное это ранец пехотинца . Существовало много прозвищ этому сооружению , весившему в среднем 25-30 фунтов (старые солдаты говорили , что вес доходил до 45 фунтов) одно из них « Азур» .Вот небольшая карикатура тех времен которая неплохо иллюстрирует вышесказанное .
Модель ранца 1893/14 состоит из деревянного каркаса 32,5см*26,5см обмотанного для армирования марлей на клею. Сам ранец сшит из полотна с упрочненными по краям кожей .Цвет варьировался от бежевого(натуральный цвет полотна), светло коричневого и оливкого. Кроме кожаных лямок предназначенных непосредственно для переноски ранца состоящих из верхней(более широкой 7 см ) и нижней более узкой(5см)части соединенных подвижным креплением, есть еще 6 ремней :
1)Шинельные ремни(продеваются в вороненые стальные петли вверху ранца) -2шт.(75см*5см)
2)Боковые ремни-2шт(52см*5см)
3)Ремень основной нагрузки-1шт(172см*5см)
4)Крестовый ремень(для крепления инструмента, при его отсутствии находится внутри ранца)- 1шт(35см*5см)
Ну , и конечно же непосредственно лямки ранца – состоят из двух подвижно соединенных частей – верхняя более широкая , крепится вверху , и нижняя , регулируемая через пряжку к нижней части ранца. В нашем случае солдат нагружен не сильно , на ранце закреплены – одеяло , котелок с крышкой «горшок для рагу», холщовое складное ведро «коровье ведро» , запасная пара ботинок.
Вооружен пехотинец винтовкой Лебеля со стандартным штыком ( клинок520 мм) и защитой затвора. Ножны к штыку закреплены слева на поясном ремне.
Третий солдат .
На этой композиции два солдата, один убит, его товарищ ранен. Рассмотрим убитого пехотинца. Он одет в шинель обр.1914 года 3тип , ботинки обр.1912/15 без заклепки, брюки шерсть обр.1915 года , шлем Адриана обр.1915 ,интересна накидка из овчины(о введении в войсках такого дополнения заговорили , да и ввели после первой зимы 1914года.) , были варианты накидок на пуговицах спереди , а так же пришитые к мундиру и подшитые стеганным рубашечным материалом.
Из вооружения на солдате – ремень обр1903/14s-модификация, которая была принята в армии Франции 9декабря 1914 года, его получали новобранцы или в 1915 году возвращающиеся обратно на фронт после ранения уже бывалые солдаты. Подсумки из кожи (натурального цвета), сумка образца 1892 года ,обшитая тканью фляга для воды, на руке петля от гранаты ,которая находится под рукой ( граната обр. 1914 года , практически мало отличающаяся от своего прототипа – гранаты обр. 1882 года , ременная петля – служит для выдергивания чеки при броске.)
При лепке фигуры придерживался правила подгонки фигуры к рельефу и ко второй фигуре, а не наоборот.
Четвертый солдат.
Одет он так же как и солдат с гранатой , только на поясном ремне находится чехол с ножницами для резки колючей проволоки. Из вооружения – винтовка Лебеля, штык станда
ртный (520мм) , рукоять металлическая (такой штык фронтовики называли «Rosalie»)
Ну и наконец, солдат – победитель, пятый солдат.
Пятый солдат.
Он олицетворяет победу, оплаченную сполна гибелью многих солдат , и имеющую тактически небольшую ценность. Нет радости победы, есть огромная пустота внутри. Из всех изображенных он самый опытный , он – пуалю. Так называли солдатов-окопников с большим фронтовым опытом выживания и борьбы с неприятелем.
Из всех пятерых он самый яркий .
Обмундирование; шинель обр.1914 тип4 светло голубой , ботинки образца 1912/16 с заклепкой, шлем Адриана ,фляга обр.1877 года с двумя горлышками ( изначально была обтянута серо-синей тканью, но в последствии , с 1915 года , ее обтягивали светло-голубой) ,ремень обр. 1903/14 , поддержка для ремня «подтяжки» некрашеная обр.1892/14s , подсумки некрашеной кожи обр.1905/14 года , крепление ножен к ремню обр.1888/14 , тканевый чехол для противогазной маски , ранец обр.1893/14 загружен; запасными ботинками ,одеялом с плащ-палаткой, котелком с крышкой и большим бидоном для переноски и кипячении воды. Так же имеет при себе солдатскую холщовую сумку обр.1892года. Теперь немного о изготовлении котелков, бидона . Котелки , противогазные коробки , выточены из пластика . Бидон – более серьезная конструкция .Для начала выточил из пластика болванку немного меньше размера бидона , затем обмял ее на фольге и после обрезки по контуру склеил. Крышку и дно приклеил позже. Далее из проволоки были изготовлены крепежные петли . Но интереснее , технологически , была конечно же работа по шлему Адриана.
За основу был взят шлем образца 1915 года. Перед работой необходимо решить из какого материала он будет изготовлен, если шлем должен быть пустотелым-медная или алюминиевая фольга , если нет – можно обойтись пластической массой( двухкомпонентной тамиевской шпаклевкой) . По сюжету один шлем должен лежать отдельно , вверх подшлемником , поэтому должен быть пустотелым ,с показанным внутри подшлемником – значит материал –фольга. Для удобства изготовления необходимо разделить шлем на две части – купол и оборка. И для того и для другого изготовлены формы из той же шпаклевки , и по ним отформованы уже готовые изделия из фольги. Верх и низ склеены на цианокрилате , далее на место склейки радиально приклеена медная проволока 0,01мм , имитирующая выпуклость как на оригинальном шлеме. Гребель прикрывающий вентиляционные отверстия и эмблема пехоты вылеплены из шпаклевки на каждом шлеме. Подшлемник сделан из пищевой фольги и тонкой медной проволоки. Фляги вылеплены из шпаклевки , ремни на них – свинцовая и алюминиевая фольга. Вооружен воин винтовкой Лебеля с укороченным штыком(320 мм - был гораздо удобней в бою ) .Ремень на винтовке – алюминиевая фольга.
НЕМЕЦКИЕ СОЛДАТЫ.
Их четверо, жив только один, но немного контужен. Изображенные солдаты - унтер офицер , рядом с ним рядовой , далее пулеметчик и контуженный , тоже рядовой. Буду рассматривать по порядку.
Лейтенант.
Довольно пожилой человек , с небольшим животом и довольно мирной наружности.
Одет в шинель обр. .1915 года, брюки обр.1910 года ,ремень офицерский 1915 года , сапоги солдатские маршевые обр.1866 года но уже изготовленные из черной кожи согласно доработок 1915года. При себе имеет сумку – планшет , противогаз GM15 обр. 1915 года. Из оружия – пистолет Маузер обр1896 года , но перестволенный по штатный патрон парабеллум 9*10 в 1916 году(имел ограниченное применение- конные егеря и штурмовые отряды ) с деревянной кобурой в кожаном подвесе ( в комплекте подвеса запасная пружина обоймы и шомпол с деревянной ручкой. На погонах лейтенанта чехлы в цвет шинели- для маскировки отличия в бою офицерского состава.
Второй солдат – новобранец . Обычный рядовой пехоты. Молодой человек , последнего призыва.
Одет в шинель рядового обр.1915 (с серым воротником), брюки солдатские саржевые обр.1915 года, сапоги маршевые обр.1915 года. Имеет при себе подсумки обр.1887 года черной кожи, ремень солдатский из черной кожи с пряжкой обр.1895 года – эта пряжка с уменьшенной до 45мм шириной изготавливалась с 1914 года, до этого она была латунная 50мм ширины и покрыта мельхиором, на шее – противогаз GM15 образца 1915 года. Каска М16 с дополнительной 4мм стальной защитой спереди (не нашла широкого применения у фронтовиков из за своего веса).
На фигурке защита изготовлена из медной фольги, отформована на болванке шлема. На спине – ранец обр. 1895 года , холстяной окантованный кожей, с плащ палаткой, ниже на ремне – лопатка с ножнами под штык к винтовке Маузер G98 обр.1898года. Сам штык-тесак с гладким обухом, длинна -523мм (фронтовики предпочитали это вид штыка остальным другим, с зазубренным обухом, так как в штыковых атаках зазубренной частью наносились тяжелые раны, и французы, захватив в плен с таким штыком обходились довольно жестоко. Поэтому солдаты предпочитали сразу поменять штык с зубцами на гладкий.). Подвес к штыку кожаный образца 1895 года. Лопата пехотная образца 1898 года.
Следующая фигура – пулеметчик.
ПУЛЕМЕТЧИК.
Одет в шинель с серым воротником , как на предыдущем пехотинце , ботинки обр. 1910 года с обмотками, на голове каска М16 . Интересно его снаряжение – ремень для переноски пулемета (кожаный с двумя пряжками тоже обшитыми кожей) , кобура под пистолет Люггер P08 , лопатка в кожаном чехле с укороченной ручкой (пулеметный вариант обр.1901 года MG 08 Spaten , общая длинна – 340 мм , лопата-170*120 мм ), а так же штык пулеметной команды ( короткий к винтовке Маузер 1898 года, длинна общая-375-385 мм , клинка-250-260мм , ширина 25 мм, без кольца, на обухе пила 18-19 зубцов. На вооружении с 1901-1903 годов). Фляжка стальная образца 1916 года(разработана в 1907 году и изначально была изготовлена из алюминия , но в связи с экономией с 1915 года изготавливалась из металла) сухарная сумка обр.1914 года(с двумя отделениями, в дальнейшем изготавливалась только с одним . В таком виде использовалась и во второй мировой войне). Пулеметный короб был рассчитан на две ленты расположенные рядом .Изготовлен путем формовки из алюминиевой фольги, лента – медная точенная проволока и пищевая крашенная фольга.
И последний - контуженный солдат. Для него все уже закончилось –патроны , друзья, надежда, война . Остался только гул и пустота.
Последний солдат.
При лепке фигурки я руководствовался именно этим состоянием персонажа, закрытая поза солдата должна соответствовать именно этому моменту боя, или говоря точнее, его окончания. Обмундирование солдата – шинель обр.1915 года (на погонах номер подразделения солдата) , шлем М16 , маршевые сапоги и саржевые солдатские брюки. На поясе ремень черной кожи, подсумки к винтовке Маузер 1898года, лопатка и штык обычный (образца1871/84года, клинок 225мм).
Антураж.
В антураж диорамы входят небольшие детали которые позволяют воссоздать атмосферу войны , наступления , обороны . Я описал выше изготовление ландшафта и укрепления ( окоп, дверь блиндажа) , теперь дело за мелкими деталями – колючая проволока, противогазные бачки, пробитые каски и шлемы, консервные банки.
Шлемы , как немецкий , так и французский изготовлены из пищевой и тонкой алюминиевой фольги . Сам процесс описан выше , хочу только добавить , что немецкий выклеивался из пищевой фольги на болванке (клей-цианокрилат). После затвердения первого слоя клея , шлем зашкуривается немного и наноситься еще два слоя .Далее все нанесенные и хорошо просушенные слоя цианокрилата зашкуриваются окончательно , приклеиваются заклепки и вентиляция и покрываются грунтом, после просушки – окончательная окраска и тонировка. Вот фотографии иллюстрирующие этот процесс.
Болванки для шлема Адриана.
По такой же схеме изготавливались противогазные бачки и консервные банки.
Материал – алюминиевая фольга и проволока 0,01мм , болванки точились из пластикового литника. Колючая проволока выполнена из скрученной медной проволоки диаметром 0,01мм на П-образном шаблоне. Колючки выполнены в соответствии с образцом проволоки применявшейся в первой мировой .
Весь этот набор – пробитые каски, консервные банки, старые пробитые противогазные бачки помещаются на диораму уже практически в конце работы. Перед этим закрепляются на своих местах фигуры и оружие
Немного о краске и покраске.
Мы привыкли использовать краску только лишь для создания цветовой гаммы изделия , и немного забыли о механических свойствах – толщины и зернистости, матовости и шелковистом блеске. Если абстрагироваться от привычных свойств то можно использовать краски совершенно в другом качестве . Пример- для создания шелковистого блеска и легких переходов в воду я использовал питерскую акварель нанесенную на гладкую загрунтованную поверхность земли. При послойном нанесении она образует переход от матовой и шероховатой, до очень гладкой и шелковистой на вид поверхности. В той же тональности можно решать вопросы увеличения и изменения объема объекта – очень полезная вещь при воспроизведении старой ржавчины .При покраске применялись акварельные и темперные краски , краски по стеклу , пастельные мелки, эмали.
Это то что касается рельефа , по фигурам более стандартный подход – общая покраска темперой ПВА , окраска оружия – эмали и темпера, тонировка воско-масляной темперой.
. Конечный этап – общая небольшая тонировка земли перед и внутри окопа и изготовления воды в лужах из эпоксидной смолы с наполнителями.
ВСЕ.
Сообщить в Яндекс о проблеме
Обсуждение статьи (комментариев: 0)
Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.
|