Мастерская > История одной работы

Сейчас поедем, герр майор!

фото #2
фото #3
фото #4
фото #5
фото #6
фото #7
фото #8
фото #9
фото #10
фото #11
фото #12
фото #13
фото #14

Идея

Эта диорама стала для меня первой работой, сделанной по принципу «Сначала идея,затем приобретение наборов». Несмотря на то, что идея возникла почти сразу,подбор компонент растянулся на месяцы. Каждый начинающий моделист ставит в очередной работе для себя несколько небольших задач: проба новых материалов, технологий и методов покраски, небольшие конверсии. В этой диораме я определил для себя три момента: - сделать компактное основание; - использовать афтермаркет для техники; - использовать темперу в покраске фигур. Сначала у меня в руках оказалась пара танкистов от фирмы «Танк» - расслабленные позы, проработанные мелочи вроде оттянутых на коленях брюк или каких-то предметов, заботливо припрятанных в карманах. Была идея расположить в кубельвагене женскую фигуру, это сразу обострило бы надменное поведение офицера и иронические ухмылки танкистов, но доступных женских фигур не оказалось, а лепить с нуля я не отважился. Итак, список использованного материала оказался следущим:
  • Pzbflswg III Ausf. K, Dragon
  • Kubelwagen Type 82, Tamiya
  • Kubelwagen engine maintanance set, Tamiya
  • Операция «Barbarossa», ICM
  • Немецкие танкисты лето 42-45, Танк
  • Немецкий ремонтник, Танк
  • Немецкие головы, Танк
  • Травленка Pzkpfw. III M/N, Voyager Models

Техника

Тройка модификации K была первой версией командного танка со стандартной танковой пушкой. Башня Pz III оказалась слишком тесной и была заменена башней Pz IV. Пушка L/60 была смещена влево, чтобы освободить место для дополнительного радиооборудования и стола для карты. Курсовой пулемет также не устанавливался, это место заняла дополнительная радиостанция. Драгоновский пластик проблем не вызвал, местами замыленный, он все же обладал должной деталировкой и разглядывая детали фототравления, я не раз задавался вопросом «а зачем?». Многие детали выглядели не хуже. К слову сказать, вопрос использования фототравления для БТТ в диораме сложен. С одной стороны, использование травления повышает копийность модели, с другой, практически не видно на снимках готовой диорамы и затягивает процесс ее создания на недели, что может привести к элементарной потери интереса продолжать «долгострой». Уже устав от поиска травленки от фирмы Aber, с которой я уже был знаком, я вдруг встретил на клубе комплект от китайской Voyager Models, приглянувшийся мне ... да, упаковкой, похожей на компакт-диск. Это оказался замечательный набор из плат разной толщины и двумя белыми стержнями из неизвестного мне синтетика. Синтетик оказался очень гибким и хорошо подвергался обработке, в результате из него вышла отличная антенна переменного сечения, которую так трудно получить из проволоки. Процесс работы с травлением затянулся на месяц и зачастую даже вопреки здравому смыслу травленка была использована на 90%. При работе с кубельвагеном от афтермаркета решил отказаться, благо Tamiya выпускает отличный пластик с прекрасной деталировкой.

Фигуры

Не скрою, для меня изготовление и покраска фигур - главное удовольствие в диораме. Им уделяется много времени, вокруг них закручивается вся композиция. Сборка фигур от фирмы «Танк» не составила трудностей и оставила только приятные воспоминания. Некоторые фигурки отлиты полностью, другие состоят из 2-3 крупных деталей. Сложность возникает только при отделении ног фигуры от технологических питателей, ноги невозможно «откусить» как это я делал с пластиком, смола достаточно хрупкая и может расколоться. Приходится ноги отпиливать, для этих целей я специально купил мини-пилу. Стык рук с корпусом иногда приходится шпаклевать, но происходит это не по вине производителя, а зависит от того, насколько точно сможешь отделить питатели от места стыка. Сложность возникла в подборе фигуры офицера, я долго не мог найти подходящий вариант позы, пока не увидел на этом сайте фигуру от украинской ICM. Мне уже приходилось сталкиваться с этой фирмой и впечатления я вынес самые положительные. Хорошее качество проработки деталей, сносное качества литья (в основном это утяжины на массивных деталях), но главным козырем ICM я считаю оригинальность наборов. Думаю, я не одинок в ожидании возрождения этого производителя. Офицеру, как и водителю кубельвагена, пришлось заменить голову, при таких операциях встает вопрос соразмерности фигур от разных фирм, помещаемых на одну диораму. Фигуры «Танка» чуть крупнее фигур Dragon, также как и головы, идущие отдельным комплектом. Фигура ICM оказалась тоже не мелкой, а для фигуры Tamiya я выбрал самую мелкую голову от «Танка». Из доработок потребовалось только перевесить планшет и кобуру на другую сторону офицеру, в наборе он дан неправильно. Конечно, можно всегда сказать «так тоже носили», но я поклонник классических вариантов. Тамиевской фигуре пришлось подрезать рельеф на одежде и главное - прорезать и уменьшить руки, которые японцы делают в виде лопат. Для такой работы я изготовил скребок - иглу от шприца воткнул тупым концом в ручку от старой кисти и обжал плоскогубцами.

Основание

Когда все основные объекты диорамы были собраны, я разложил их на листе бумаги, чтобы прикинуть размер основания. Крутил, перемещал, пока не добился положения, которое мне понравилось. Затем обвел контур каждого предмета и получил «карту», по которой потом восстанавливал правильное положение при окончательной фиксации композиции. Замерил стороны: 20 х 20.5 см, квадрат, форма, которую можно замечательно крутить и смотреть с разных сторон. Большинство готовых рамок для фотографий имеют пропорции 2:3, а сделать рамку на заказ не удалось, предлагаемые багеты показались слишком вычурными, а от диорамы ничто не должно отвлекать внимание. После недолгих поисков подходящую рамку я нашел в магазине IKEA, пришлось только сошкурить с нее лак и покрыть полуматовой черной краской Humbrol 85. Хорошо смотрится диорама, поднятая над рамкой. Такое повышения я делаю из обычных деревяных линеек, склеенных ПВА, которым можно дать уклон,если основание диорамы планируется отличное от горизонтальной плоскости. Повышение я тоже окрасил той же черной краской. Чтобы сформировать рельеф, необходим легкий наполнитель, это может быть пенопласт, а у меня осталась строительная монтажная пена от ремонта. Заливается она очень быстро, затвердевает сутки, после этого лишнее можно отрезать ножом. Для создания поверхности земли я использовал алебастр (строительный гипс). Сначала сделал из него отливку произвольной формы, поколол кусачками и измельчил до состояния пыли и мелких комков. Состав для заливок классический: алебастр, вода, ПВА. Количество клея определяется экспериментально - если недолить, поверхность будет крошится и осыпаться; если переборщить, будет твердой как камень, ничего потом не процарапаешь. Алебастр сохнет очень быстро, поэтому, если требуется оставить следы от ног и гусениц, то делать это надо с изрядной сноровкой, хотя при повышенном содержании ПВА раствор застывает медленнее. После того как вся поверхность оказалась залита раствором, я присыпал ее заготовленным порошком. После затвердевания смазал поверхность ПВА, разбавленным водой, и опять присыпал порошком, неприлипшие остатки сдул. Делать это надо равномерно, иначе поверхность, смазанная клеем, но не присыпанная, будет блестеть. Для травы я использую исключительно паклю, купить ее можно в супермаркете, там же где продается сантехника. Пакля бывает двух видов - натуральная и синтетическая. Натуральная пакля имеет естественный охристый оттенок, неравномерна по толщине с примесью мусора. Идеальна для выгоревшей травы, ее можно даже не красить. Синтетическая пакля тонка, но имеет белесый цвет, лучше всего использовать комбинацию и той и другой. Пакля нарезается на отрезки по 1 см, распределяется на 4 равных кучки. Паклю я крашу темперой, каждую кучку в свой цвет (чисто зеленый, красновато-коричневый, охристый и желто-зеленый), после высыхания смешиваю всю паклю вместе. Полученную массу приклеиваю на ПВА к окрашенному основанию. Такой способ дает индивидуальные травинки в одном пучке и трава выглядит естесственно. Для создания вертикали в композиции был придуман телеграфный столб. Рассмотрев вариант столба от Tamiya в известном наборе аксессуаров, я пришел к выводу, что буду делать его самостоятельно. Но тут мне на глаза попался набор для изготовления столба от фирмы Aber. Цена, конечно, кусалась (я честно говоря, даже думал, что их там два, пока не вскрыл упаковку), но одного вгляда на точеные изоляторы было достаточно, чтобы понять - самому так не сделать. Столб оказался достаточно похожим на настоящий, но с изоляторами пришлось помучиться. Их ножки требовалось загибать на 180 градусов, и с первого раза сделать правильную форму не удалось, на разгибание ножка явно не была рассчитана и просто сломалась. Эта же участь постигла и еще одну ножку, а на их реставрацию ушло много нервов. Сам столб покрыл морилкой, чтобы сохранить структуру дерева, провода сделал из тонкой проволоки с транформатора.

Мелочевка

Различным аксессуарам и просто мусору на диораме я тоже уделяю повышенное внимание, будь то ботинок или канистра. Все мелочи должны работать на восприятие основной идеи. Использование лишних нелогичных предметов также возмутительно, как и отсутствие нужных мелочей. Эти важные детали можно набрать из наборов, оставленных на запчасти, а при желании и необходимости изготовить самому из листового пластика, проволоки и т.п.

Покраска

Чтобы лишний раз не хватать пальцами окрашенную поверхность, фигурки я сажаю на капельках суперклея на крышки от пластиковых бутылок, а мелкие предметы приклеиваю к зубочисткам. Перед покраской с недавнего времени я все грунтую, это позволяет выровнять поверхность после шпаклевки и создает хорошую основу для краски. Я использую серую атомобильную грунтовку ABRO в баллончике. При выборе красок я руководствуюсь следущим принципом - тканевые поверхности должны быть матовыми (для этих целей идеальны темперные водорастворимые краски), а металлические полуматовыми (эмали Revell, Humbrol). Для лиц и рук фигурок я использую только художественные маслянные краски. Масляная краска должна быть обязательно хорошего качества, например я использую голландскую краску Van Gogh. При окраске миниатюр WW2 следует выбирать неконтрастные цвета, приглушенную цветовую гамму - впрочем, всё как на кинохронике и фотографиях. И упаси вас Бог руководствоваться чужими диорамами - работайте своей головой! :) Работа заняла около 6 месяцев.

Обсуждение статьи (комментариев: 12)

ZuZu
Понравилось. Описано конечно все так на скорую руку, о многом умолчено, многое преувеличено. У меня вот вопрос по мелочи возник - колесо от ЗиС-3 на диораме как элемент бывшего боя и пр. обстановка, но почему оно с торчащей ступицей, гайками? Если его оторвало с такой силой что все это осталось вместе почему оно не спустило, не сгорело?<br />
И по танку. Он весит достаточно а на грунтовке стоит на грунтозацепах. Почему они не втоптаны в грунт?
 
Sniper
Я не стал описывать детально весь процесс создания диорамы, об этом есть замечательные статьи с пошаговыми фотографиями. Хотелось только заострить некоторые моменты, может поможет кому-нибудь.<br />
Колесо с гайками - это непорядок, об этом не подумал :)<br />
В погружении гусениц в грунт пока тоже не добился реалистичности, надо или вместо алебастра брать качественный гипс, либо царапать потом усерднее.
 
Борис Харламов
как вариант, можно просто спилить гребни траков на опорной поверхности. Это гораздо проще, а вид будет тот же.
 
Scorpius
К п.3<br />
Интересная мысль!
 
ALTA
Скажите, а как Вы сделали такое покрытие? очень нужна инфа для создания диорамы
 
грег
Прикольно,никого не слушай,а про паклю- это класс, я на немцекой траве разорился
 
Одесса Старший
Роман, каким цветом должны быть ремни и портупеи немецких танкистов при чёрной форме, а то видел одну компазицию где коричневые портупеи и рубашки милицейского цвета.
 
Константин Чиганов
Очень мило. Но кресты на "неоциммериченной" броне в летней окраске рисовали по трафарету, тонко и изящно (есть фото, где немец рисует обводку то-оненькой кистью, в 1944 г., однако. Делать им было нефиг)Портупеи и ремни на черной форме - коричневые до 1941 г. примерно, потом приказано было их чернить, но офицеры не хотели походить на солдат, потому носили и коричневые, плюя на устав.
 
Одесса Старший
Константин,спасибо за разъяснение. Ещё хотелось бы получить информацию по тёмно-синему,милицейскому цвету, в каких родах войск носили такую форму?
 
JOVI
Слюни по экрану!Знаем как это даётся,продумывается.Восхищаемся,глазеем.
 
Одесса Старший
JOVI, это ты кому?
 
s.t.a.l.k.e.r. ( москва )
недавно видел статью в дайжест хобби все очень понравилоь.непонятно одно вы говорите ,что все окрашено кистью .если это так то вы просто волшебник.
 
Фотоотчет к материалу Фотоотчет
Предлагаем Вашему вниманию другие фотографии этой работы в галерее.
Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.