Изготовление деревянной подставки

Александр Паскаль
Откуда: Москва
Аватара пользователя
Наверняка многие сталкивались с тем, на что установить покрашенную военно-историческую миниатюру. Подобный вопрос уже не раз всплывал на форуме. Обычно авторы приобретают коммерческие подставки. В большинстве случаев, они бывают круглые (выточенные на токарном станке) или прямоугольные (профилированные), изготовленные из массива дуба, бука, березы и липы. Встречаются подставки и из дорогих, экзотических пород.
Но иногда, «обычная» подставка чем-либо не устраивает своей формой. Требуется нечто мемориально-монументальное. Кроме этого, иногда подставка должна нести на себе некую информацию, в виде надписи или символа. Такие подставки уже не приобретешь в модельном магазине, их можно изготовить только по индивидуальному заказу. Но можно попробовать заняться этим и самостоятельно. К изготовлению таких подставок меня в свое время натолкнула статья Константина Судьина - http://www.chen-la.com/articles/stands.htm , а также увиденная на выставке в Балашихе, миниатюра А.Блескина - http://www.dishmodels.ru/gshowp.htm?p=946&id=8953
В моем варианте, это будет мемориальная подставка для миниатюры офицера Гвардейского Преображенского полка в сражении при Полтаве, 27 июня 1709 года, славный 300-летний юбилей которого будет отмечаться 8-го июля сего года:
Вложения
офицер.jpg

Александр Паскаль
Откуда: Москва
Аватара пользователя
В поиске формы для будущей подставки, выбор пал на «полутрапецию».
Взяв черновую заготовку подходящего сечения, остается придать ей нужные размеры. В домашних условиях это можно сделать при помощи такого столярного приспособления, как стусло (размеры в мм):
Вложения
img844.jpg

Sniper
Откуда: Москва
Аватара пользователя
01.06.09 [08:42]    
#3
Александр, из какого дерева заготовка?

Александр Паскаль
Откуда: Москва
Аватара пользователя
Роман, это клееный массив березы. Конечно лучше бы подошел массив того же дуба, но в наличии нужного размера окзался только этот материал. Дело в том, что для подставок я не ищу материал целенаправленно, а использую свои старые запасы, состоящие в основном из отходов (обрезков) производства столярной мастерской (сколько бесценного материала с точки зрения моделиста уходит в отходы в столярном производстве... :( ). Вот и моя подставка, это обрезок от заготовки колодки для рубанка, склеенной из двух березовых брусков. Я думал затонировать ее под красное дерево (береза хорошо тонируется под красное дерево и орех). В последствии от этой мысли пришлось отказаться, так как бруски, скленные против волокон, не создавали впечатления однородного массива. И тогда я решил попробовать применить такой способ декоративного оформления, как фанерование - облицовку массива шпоном. Причем не имитировать массив какой-либо породы, а целенаправленно использовать шпон разных пород. Технологию фанерования и полученный результат выложу в ближайшие дни.

Sniper
Откуда: Москва
Аватара пользователя
02.06.09 [08:50]    
#5
Очень интересно, ведь у меня есть и обрезки из столярной мастерской и шпон.

Александр Краснов
Откуда: Крым
Аватара пользователя
02.06.09 [23:09]    
#6
А как Вам это!
Изображение
Оригинально, ничего не скажешь!

Александр Паскаль
Откуда: Москва
Аватара пользователя
Александр Краснов: Согласен! Интересный переход от "дикого дерева" к благородному. А еще обзол удачно использован под почву.

Подготовка основания к фанерованию (облицовке) шпоном.

Основание должно быть ровным и гладким.
Задиры,сколы и вмятины заделывают деревянными вставками. Можно воспользоваться и шпаклевкой, но тогда следует отшлифовать зашпаклеванные места заподлицо.
Сучки высверливают (или выдалбливают) и заделывают деревянными пробками или вставками, также заподлицо. Если сучки оставить, то есть опасность их выхода на поверхность.
Торцы основания хорошо впитывают клей и шпон может со временем отстать, поэтому в идеале их спиливают на угол и подклеивают планками с долевым направлением волокон.
Если основание из древесины хвойных пород, то могут встретиться участки засмолки. Их следует обессмолить тампоном, используя спирт, ацетон или слабый раствор соляной кислоты.
Последняя операция, это цинубление - нанесение рисок при помощи специального рубанка - цинубеля. Делается это для лучшего схватывания шпона с основанием. Вместо цинубеля, можно с успехом использовать полотно от пилы по металлу или крупнозернистую шлифовальную шкурку.

Из-за того, что я использал в качестве основания не хвойную, а лиственную древесину, без сучков и задоров, большей части вышеописанных операций мне удалось избежать. А вместо заделки торца, я применил иной способ, о котором скажу дальше.
Вложения
цинубель.jpg
Цинубление и заделка торцов и сучков.

Александр Паскаль
Откуда: Москва
Аватара пользователя
Подготовка шпона к фанерованию (облицовке) основания.

Шпон осматривают и сортируют по породам и текстуре, в соответствии с задумкой автора. Покоробленные или волнистые листы (куски) шпона откладывают в сторону, для дальнейшего выправления. При помощи губки их нужно слегка смочить теплой водой и уложить между двумя ровными досками (кусками фанеры) под груз, до полного высыхания. Треснутые места следует аккуратно стянуть и проклеить гумиркой – специальной клеевой лентой. Вместо нее можно использовать тонкую бумагу (папиросную, газетную), смазанную клеем. Не стоит только использовать малярный скотч, оставляющий жирные следы на поверхности. Прокленные гумиркой участки всегда находятся на лицевой стороне! После приклеивания шпона к основанию, клеевая лента убирается циклей или шкуркой.
Подготовленные куски шпона размечают в соответствии с размерами основания и разрезают, оставляя запас по краям 3-4 мм. Для этого используют металлическую линейку и фанеровочный нож или пилу. Но в домашних условиях подойдет и хороший макетный нож, с широким лезвием.

Александр Паскаль
Откуда: Москва
Аватара пользователя
Наклеивание шпона (фанерование):

После того, как шпон отобран и подготовлен, приступаем к процессу фанерования. По технологии, шпон следует наклеивать поперек волокон основания или наискось, но при декоративной отделке допускается свободное расположение волокон. Сразу оговорюсь, что в качестве клея, я использую поливинилацетатную дисперсию – ПВА. На рынке сейчас большой выбор производителей ПВА, но я отдаю предпочтение ПВА Моменту - http://www.moment.ru/3/385/ .
Торцы основания предварительно промазывают клеем и дают просохнуть. Дело в том, что на торцах клей впитывается сильнее и со временем шпон может здесь отстать, а дополнительный слой клея послужит грунтом. Далее, тонким слоем клея равномерно намазывают обе склеиваемые поверхности – шпона и основания. Немного выждав, прикладывают шпон и прижимают его с помощью винтовых струбцин, через ровные прокладки (с двух сторон) из фанеры или гладкой доски. Между шпоном и прокладкой следует помещать бумагу, на случай просачивания клея на поверхность шпона. Время выдержки под прессом – 6 часов, а также от 12 до 18 часов после пресса. Поэтому удобно фанеровать «на ночь». Таким способом сжатия я фанерую заднюю, боковые и верхнюю поверхности основания моей подставки:

Александр Паскаль
Откуда: Москва
Аватара пользователя
Основная цель фанерования, это имитация под массив, для чего подбирают шпон одной породы и цвета, схожий по текстуре. Я же специально применяю шпон разных пород и оттенков, в соответствии с задуманным планом. Верхняя поверхность будет сокрыта подставкой, поэтому здесь можно применить шпон красного дерева махагона, со слабо выраженной текстурой. А для боковин, открытых обзору, подбираю шпон (так и не определил точно, «краснуха» это или орех) с вертикальным рисунком, располагая его одинаково с обеих сторон. Задняя сторона основания задумывалась как «светлая», и лучше всего подошел неопознанный сорт красного дерева светлого оттенка, с переходом от бледно-желтого к бежеватому:
Вложения
подставка 2 011.jpg
под4.jpg
под 3.jpg

Т-34
Откуда: Москва,Россия
Аватара пользователя
17.06.09 [02:09]    
#11
Александр Паскаль, а где вы шпон покупаете?Подскажите пожалуйста лазеечку..
С уважением,Максим.

Александр Паскаль
Откуда: Москва
Аватара пользователя
17.06.09 [14:19]    
#12
Т-34: как я уже писал выше
использую свои старые запасы, состоящие в основном из отходов (обрезков) производства столярной мастерской


Вопросы приобретения шпона обсуждались в этой теме:
http://www.diorama.ru/forum/viewtopic.p ... sc&start=0

В 2000 году столкнулся с вопросом приобретения шпона карельской березы и нашел фирму, торгующую шпоном различных пород по справочнику "желтые страницы". Находилась она только за МКАД, в районе Химок.
- вот, вроде бы та самая контора:
http://www.wood-s.com/prais-list.html

С Уважением, Александр.

Александр Паскаль
Откуда: Москва
Аватара пользователя
Теперь приступаем к фанерованию лицевой стороны подставки. Согласно моему плану, лицевая сторона должна быть достаточно темной, в напоминание о черных полотнищах ротных знамен Лейб-Гвардии Преображенского полка начала XVIII века - http://www.viskovatov.narod.ru/T02/T02_02.htm
Затонировать для этого тушью или акварелью шпон какого-либо дерева, мне показалось очень простым и невыразительным способом. Порыскав, я нашел фрагмент шпона ореха, темно-серого с прозеленью. Учитывая, что под лаком цвет только усилится, я остановил свой выбор на нем (чтобы представить, как будет выглядеть шпон/массив под лаком, нужно слегка смочить его водой).
Из-за того, что лицевая поверхность наклонная, для ее фанерования способом сжатия нам понадобится контр-профиль наклонной поверхности. Способ сжатия контр-профилями, процесс достаточно трудоемкий. Поэтому я выбираю другой достаточно распространенный способ фанерования – притирку. Делаю все тоже, что и в способе сжатия: наношу клей на обе склеиваемые поверхности, и немного выждав, прикладываю шпон, который затем притираю. В идеале притирка выполняется специальным столярным инструментом – притирочным молотком, но в домашних условиях я заменю его электрическим утюгом. Проглаживать нужно через сложенную вдвое хлопковую ткань, тонкую, но прочную. Движения утюгом следует делать от центра к краю, быстро, не задерживаясь долго на одном месте. Через несколько минут, операцию притирки утюгом можно повторить.
Вложения
под1.jpg
подставка 2 004.jpg

Т-34
Откуда: Москва,Россия
Аватара пользователя
19.06.09 [14:49]    
#14
Спасибо Александр!
С Уважением,Макс.

Александр Паскаль
Откуда: Москва
Аватара пользователя
После того, как основание у нас окончательно зафанеровано, производим циклевку клеевой ленты (если таковая была на поверхности шпона) и шлифование нождачкой. Мелкие сколы можно затереть шпаклевкой или мастикой и зашлифовать. Чтобы убедиться в качестве фанеровки, следует простучать поверхность ногтем пальца. Дефектное место, т.н. «чиж» (отслоение шпона), издаст характерный звук. Тогда нужно аккуратно прорезать его наискось и внести небольшое количество клея. Затем притереть или прижать. Но если все сделано было согласно технологии, «чижей» не будет.

Посмотрев на подставку и примерив на нее фигурку, пришел к выводу, что не хватает базового основания - «цоколя». Оно нужно еще и потому, что шпон на торцевых кромках подвержен сколам. Для его изготовления позаимствовал у сына линейку из массива березы толщиной 2 мм. При помощи стусла запиливаю линейку «на угол». В итоге получается рамка 60х65 мм:
Вложения
подставка 2 006.jpg
подставка 2 008.jpg

Александр Паскаль
Откуда: Москва
Аватара пользователя
Как-то не глянулась мне рамка под основание из березы и в срочном порядке решил ее переделать. Для этого использую тоже линейку, но уже из бука, толщиной 0,3 мм. Размеры прежние - 60х65мм:
Вложения
рамка из бука.jpg

Юрий С.
Откуда: Рига, Латвия.
Аватара пользователя
26.06.09 [08:41]    
#17
Александр Паскаль, а не очень это сложно для обычного основания?

Paravoz
Откуда: St.-Petersburg
Аватара пользователя
26.06.09 [14:54]    
#18
Да уж, работа на все выходные.
На мой взгяд, проще сделать один экземпляр, а потом ее растиражировать из гипса.
Декоративных красок сейчас довольно много.

Александр Паскаль
Откуда: Москва
Аватара пользователя
26.06.09 [16:21]    
#19
Swarog: Возможно, но это же не единственный вариант, а один "из", создаваемый для миниатюры, приуроченной к знаменательной дате. Поэтому "обычный" вариант основания мне не подойдет. Можно было бы заказать подобную подставку в специализированной компании, но тогда и цена была бы соответствующая.
Но в дальнейшем, когда работа над этим основанием будет закончена, я обязательно размещу здесь и другие варианты изготовления подставок, меньшей степени сложности.

Paravoz: можно еще в смоле отливать, но эффект от росписи не заменит натуральный вид дерева.

С уважением, Александр.

Юрий С.
Откуда: Рига, Латвия.
Аватара пользователя
27.06.09 [09:50]    
#20
Александр Паскаль, понятно :)

С уважением.

 

Кто сейчас на форуме: Сейчас этот раздел просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19