Спицевание колес
Немало слов было сказано о копийности в моделях техники и диорамах. Но всякие слова меркнут перед работами Мастеров, мастеров, диорамщиков, любителей и новичков, к последним я отношу и себя. Чтобы каждый мог хотя бы на маленький шажок приблизить себя к недостижимому совершенству, я предлагаю на рассмотрение простой (на мой взгляд) способ повышения копийности, как спицовка колес мотоциклов.
Мне известно несколько способов «оспицевать» колесо: фототравлением (я его видел, но оно совсем плоское и совсем не в тему); самому по методу Завалия (но не все умеют тянуть литник и не все стремятся к ТАКОЙ копийности); ну и наконец, попросить «подкованного» человека за определенный бакшиш.
Я предлагаю вариант, который, на мой взгляд, может подойти для начинающего моделиста, который в желании творить приобретает мотоцикл от «Звезды». Это не Тамия, и на нём можно смело ставить эксперименты! Единственное достоинство такого способа - это простота, а использовать его или нет – решать Вам. Поехали.
Инструмент
Обычный набор моделиста, плюс к этому я приготовил остро заточенную часовую отвертку (такое маленькое долото) и сделал пилку из лезвия бритвы (кто не знает, как это делается – просвещаю: лезвие ставим вертикально и кухонным ножом наносим зазубрины на режущую часть, пилит не хуже тёщи). Клей – цианоакрилат (суперклей).
Модель
Италовский BMW R-75. Доступно, дешево, стремно… зато бесконечное поле для доработок. В модели 4 колеса – два отдельно, два отлиты вместе с деталями. С ними предстоит особо помучиться – либо постараться оспицевать колесо вместе с деталями, либо отделить колесо от крыла (второй вариант предпочтительнее – в таком случае вы сделаете вращающиеся колеса и «выбранные» изнутри крылья!). Отделить их на самом деле просто – пилка из бритвенного лезвия достаточно тонкая и достаточно гибкая, чтобы повторить радиус крыла, места среза обрабатываем, крыло «выбираем» изнутри. Итак, перед нами четыре колеса.
Колеса
Немного теории – колесо мотоцикла состоит из ступицы (центральная часть), обода (на него одевается покрышка) и спиц (узор спиц может быть разный – прямой или Х-образный). Это знают все. Вырубаем пробойником «родные» дощечки, заменяющие спицы. Они больше не нужны. Счищаем следы этих дощечек с обода и ступицы.
Готовим обод – берем тонкое сверло (не больше 0,3 мм) и им наносим разметку посадочных мест под спицы. Разметку наносим не столько отверстиями, сколько коническими выемками от сверла. Разметив отверстия, сверлом толщиной 0,5 мм сверлим отверстие под ниппель и сразу вклеиваем его (!), ибо втыкать его среди частокола спиц – очень нервное занятие.
Ступица. Подвергается сложной операции. Распиливается вдоль на несколько частей. Если Вы стремитесь сделать только один ряд спиц – отпиливаете заготовленной пилкой от ступицы крышку ступицы – один простой распил и перед нами две детали – цилиндр ступицы и крышка. Обрабатываем место среза и откладываем детали в сторону.
Спицы – из чего захотим. Проволока, тянутый литник, пропитанная клеем нить – у кого на что хватит ловкости и терпения. Тянуть литник у меня получается плохо, поэтому я заменяю спицы проволокой – медной (тогда спицы получаются толстоватыми) или стальной (даже очень тонкая хорошо «держит» форму, из неё вьют пружины для авторучек и кнопок включателей). Нарезаем отрезками по четыре миллиметра, можно нарезать по линейке, можно на глаз, а можно в толстом литнике высверлить осевое отверстие заданной глубины и вставляя в него куски проволоки, отрезать на заданную величину.
Приклеиваем спицы к ободу – на кусок стекла/кафеля/металла наносим каплю суперклея и, взяв пинцетом спицу, окунаем её конец в лужицу клея. И вставляем в разметочное отверстие на ободе. Пока клей не схватился, на глаз выравниваем спицу в плоскости, это можно делать иглой.. И так спицуем весь обод. Можно получить и Х-образный узор спиц – для этого пару спиц просто «пересекаем», пока не схватился клей. Приклеенные спицы образуют узор, а в центре остается пустое место – спицы там не смыкаются.
После того, как спицы приклеены, а клей окончательно схватился, приступаем к самому ответственному этапу – приклеиваем ступицу. Ступицу кладем на ровную поверхность срезом вверх, наносим на него тонкий слой клея (если Вы не уверенны в алмазности глаза и твердости руки, используйте модельный клей, как я), а поверх кладем обод с приклеенными спицами. Центрируем и даем схватиться клею.
Закрываем ступицу. Концы спиц выглядят непрезентабельно – из тонкого пластика вырезаем круг, диаметром немногим меньше диаметра ступицы, при помощи Суперклея его прикрепляем поверх спиц – они остаются зажатыми между ступицами и пластиковым кругом. Последний штрих – берем крышку ступицы и приклеиваем к пластиковому кружку. Готово.
Повышаем реализм
На настоящем мотоцикле спицы расположены в два ряда. Повторить на модели это немного сложнее. Первое различие – разметочные отверстия на ободе необходимо размечать более плотно и в итоге их должно получится четное количество. Ступицу разрезаем уже на три части – крышку и две половинки ступицы. Приклеиваем первый ряд спиц – к ободу их необходимо приклеивать через одно разметочное отверстие, затем к этому ряду спиц приклеиваем среднюю часть разрезанной ступицы. Приклеиваем другой ряд спиц – этот ряд мы приклеиваем их с обратной стороны средней части разрезанной ступицы. Приклеиваем ступицы, готово.
Вот таким образом я оспицевал «звездный» мотоцикл. Это, конечно, не идеал, но новички попробовать могут.
Обсуждение статьи (комментариев: 20)
И ещё. Спицы на военных мотоциклах были крашенные, а не хромированные. Это - так, для информации...
И цена кусается.
Приношу извинения за отсутствие фото - нет камеры, а фотограф уехал в отпуск!
Хотя качество не фонтан.
А можете рассказать о процессе изготовления подробнее? Как я понимаю, это полная самоделка? Как делались покрышки, ведущая звездочка?
Вот только он это... Передним колесом заехал куда-то?
Или это маленькие рабочие моменты?
А вот это кажется травленка
http://www.diorama.ru/gallery/dioramas/560/photo2/ Тоже, по-моему весьма неплохо смотрится.
http://www.airconnection.on.ca/images/BICS05.jpg
А остальное здесь
http://www.airconnection.on.ca/Default.htm
Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.
|