Мастерская > История одной работы

Плен. Лето 1941.

фото #1
фото #2
фото #3
фото #4
фото #5
фото #6
фото #7
фото #8
История одной работы: Плен. Лето 1941.

Жаркое и пыльное лето 1941 года. Как много жизней унесло оно, сколько покалечило, какие неисчислимые беды принесло нашей стране... Немногим из тех многих, кто попал тогда в плен, посчастливилось дожить до великой Победы. Они, пыльные, голодные, пережившие боль и унижение разгрома, смотрят на нас с пожелтевших немецких фотографий...

Замысел диорамы сложился у меня при просмотре многочисленных немецких фотографий, и после прочтения художественной литературы – в произведениях Симонова, Курочкина и многих других тема плена, трагедия пленных красноармейцев затронута с очень острой эмоциональной окраской. Почти сразу же в композиции появился сгоревший советский танк, так же символ поражения и объект пристального внимания немецких фотографов. Эскизы диорамы я выполнил на бумаге – это очень помогает при композиционной увязки её элементов. На этом же этапе возник и вопрос: стоит ли помещать на диораму конвоирующего пленных немца? С одной стороны это логически увязывало композицию, но с другой хотелось подчеркнуть, что диорама о наших солдатах, а конвойный немец притягивал бы к себе внимание и делал бы акцент на победе немцев, а не на трагедии наших солдат. Так что было принято решение немца не делать, тем более что часто на огромное число пленных приходилась всего кучка конвоиров (например «шталаг 352» под Минском, где было около 100 тысяч военнопленных, охраняла всего рота солдат) и в «кадр» диорамы они могли и не попасть.

Фигуры.

Первое за что я взялся - это фигурки. Обзор предлагаемой продукции показал, что ничего подходящего для изготовления идущих солдат РККА в форме начала войны нет. Есть, конечно, замечательные фигурки на эту тему фирмы Танк, но они из-за своей дороговизны, специфичности поз и трудности конверсии смолы не подошли. Наиболее подходящими для конверсии я выбрал казаков/НКВДшников (далее «казаков») от Алангера – хорошая скульптура, много голов (8 штук в наборе!) и позы подходящие для конверсии. В диораме использованы 2 таких набора, но благодаря вариации сочетаний частей тела, глубокой конверсии и разной росписи «одинаковость» наборов не заметна. Так же использованы два танкиста из новых наборов фирмы Миниарт (такие же отличные наборы) и два пехотинца от этой же фирмы, но из старых наборов. Эти два пехотинца скверного замыленного литья, не слишком удачной скульптуры, да еще и в ватниках – их пришлось подвергнуть глубоуой конверсии, но об этом далее.

Почти на всех фигурках в гимнастерках был «снят» ремень – обязательный признак пленного. «Снимал» ремень и долепливал при помощи холодной сварки Ремосет и Эпоксилин фирмы Момент. Эта холодна сварка отличается от других (например Алмаз её полный антипод) тем, что застывает примерно в течении часа, это позволяет тщательно вылепить необходимый элемент. Так же она не очень липкая и после затвердевания легко обрабатывается. Из Ремосета вылеплены пилотки, воротники, нагрудные карманы, противогазные сумки и проч.

Остановлюсь на отдельных персонажах диорамы. Идущий во главе колонны азиат. Голова с характерными национальными признаками от пулеметчиков фирмы Звезда, ноги от пехоты Миниарта. Торс и руки, первоначально облаченные в ватник, обточены до голого тела и на них вылеплена гимнастерка. Вещмешок и скатка шинели так же из Ремосета.

Идущий за ним младший сержант с шинелью. Для того, чтобы он был высокого роста, на стыке торса и ног была добавлена небольшая прокладка из полистирола. Чтобы соблюсти пропорции высокого худощавого человека я сделал покатые плечи, добавил голову с вытянутым лицом и правую руку от танкистов. Шинель из Ремосета так же «вытягивает» фигуру.

Внимание идущего рядом пехотинца привлек самолет. Сам он из «казаков», только голова от пулеметчиков.

За ними в майке идет «комиссар». Всем своим персонажам я придумываю легенду и наделяю характером, в соответствии с которыми прорабатываются детали и общий образ. Например, «комиссар» - бывший политработник среднего или высшего звена. Он скинул свою гимнастерку с политруковскими звездами на рукавах, зная что немцы за них расстреливают. То, что он офицер высокого звания, подчеркивают майка, часы, бритая голова и усики. Сапоги у него не солдатские «кирзачи», а офицерские не так давно начищенные. Бриджи также из лучшей ткани, чем обыкновенное х/б, да еще и с кантом. Сделан он из «казаков»: бриджи долеплены до командирских (характерная «оттопыренность» по стрелкам), торс и руки обточены и на них вылеплены верхняя часть бриджей и майка. Лысина так же долеплена.

Отмечу, что при обтачивании фигурок до голого тела важно соблюсти пропорциональность, в этом помогут книги по рисованию, я ими постоянно пользовался и там этому уделено много внимания. Так же места где обточены участки тела необходимо тщательно зашкурить, а стыки рук и туловища тщательно зашпаклевать – следы обработки и сборки там недопустимы!

«Комиссар» предлагает воду раненному пехотинцу. Он из «казаков», сидор – из Ремосета, лямки – из полистирола. Обут он, как и персонажи спереди и сзади от него, в ботинки с обмотками. Обмотки изготовлены по технологии, описанной в моей статье.

За «комиссаром» идет «старшина», сверхсрочник, опытный, умелый, гордый вояка (медаль за финскую), даже ремень не отдал. Он из танкистов Миниарта; подогнул ему ногу, долепил карманы и воротник и поменял голову.

Рядом со «старшиной» идет еще один пехотинец, из «казаков». Слева от него, на переднем плане, идет солдат с котелком – из «казаков», котелок и ложка в нем из толстой фольги, каша – холодная сварка.

За ним идет солдат с голым торсом, бывший миниартовский пехотинец. Он задумчиво смотрит на танкошлем (возможно члена экипажа этого подбитого танка). Туловище и руки обточены аналогично «комиссару», голова от «казаков».

Правее его идет офицер в фуражке. Он из «казаков», руки от звездовских пулеметчиков. На руки наклеены шевроны из тонкого полистирола. Элемент портупеи на плече преобразован в ремень противогазной сумки, которая сделана из Ремосета. Фуражка на голове посажена глубже для создания более «измученного» образа.

Танкист в синем комбинезоне, который смотрит на танк, миниартовский. У него подогнута нога, заменена голова и «вытащена» из руки тряпка.

В самом конце колонны идет сапер или связист, он из «казаков».

Отмечу общие особенности конверсий. При лепке следует уделить особое внимание цельности и законченности складок одежды, т.е. следует делать складки гармонирующие по стилю, глубине и густоте с пластиковыми элементами одежды. Так же особое внимание нужно уделить сопряжению лепленных частей и пластика. Чистота лепленной поверхности тоже очень важна – мелкие бугорки и вмятины будут выглядеть очень неаккуратно. При борьбе с двумя последними напастями, как и вообще при работе с фигурками, мне очень помогла Тамиевская шпатлевка (которая в тюбике). В качестве мастерков при лепке я использую большую швейную иглу (для складок), заточенные спички и острый нож. Уши высверлены минидрелью.

Окраска фигурок.

Окраску фигурок я делал акрилом и темперой ПВА «Ладога». Эта краска очень укрывистая и матовая, последний параметр очень важен для реалистичности. Так же использован белый акрил от Звезды, т.к. белая темпера ПВА упорно не хотела смешиваться с другими цветами – краска сворачивалась и превращалась в странную взвесь. Краску я развожу водой, крашу колонковыми кистями № 0, 1, 2. Перед окраской фигурки можно обезжирить в теплой воде с моющим средством, например, Фэйри.

Важным условием при окраске нескольких солдат является вариативность цветов, т.е. цвета, например, гимнастерок должны быть немного разными, ведь солдаты носят обмундирование разной степени изношенности, в разных частях форма разных фабрик, кто-то больше замарался, кто-то меньше и т.д. Так же общеизвестно, что «советский хаки» - весьма растяжимое понятие. То же и с лицами – некоторые более загорелые, некоторые бледные и прочее. Поэтому я мешаю телесный цвет каждый раз разный, а хаки почти каждый раз (в основном оттеняю некоторый базовый цвет).

Тонировку я делаю методом лессировки – многократное нанесение тонких слоев жидко разведенной краски более темного оттенка. Обычно хватает трех-четырех проходов. Окраску основным цветом я делаю в 2-3 слоя заодно исправляя мелкие огрехи – незачищенные швы и проч.

Хаки я мешаю из сажи газовой (черный), белого, сиены натуральной (желтая), умбры жженой (коричневая) и, немного, окиси хрома (зеленая). На базе этих красок сформированы все цвета диорамы (а на ней все элементы окрашены – это гарантирует стойкость цветов, чистоту и единую цветовую гамму). Тонирую форму краской с привнесением в базовый цвет сначала умбры жженой (1-2 проход), а затем и черного (3-4 проход). Кое-где я высветляю складки белым.

Для имитации загрязнения формы в неё после окраски базовым цветом втирается немного смеси умбры жженой и черного.

Открытые части тела я крашу все той же смесью красок (кроме зеленого, конечно), но иногда добавляю красные цвета: кадмий красный темный, сиена жженая и железная красная. Глаза я не рисовал – очевидно, что в летний солнечный день глаза будут прищурены и их достаточно обозначить темной полоской, ну можно еще сделать посредине еще более темную точку – зрачок. Костяшки пальцев, шею, нос, уши, губы и щеки, обычно немного тонирую красным. Лоб и шею после окраски я покрыл жидко разведенным «матовым» (на самом деле полуглянцевым) акриловым лаком Олки – это имитация пота.

Синие комбинезон танкиста и бриджи офицера – все те же основные цвета плюс кобальт синий и голубая ФЦ.

Сапоги я крашу по следующему методу: мешаю «черный» цвет из сажи газовой, белого и сиены натуральной; мешаю цвет «пыль» из белой (много) и немного сиены натуральной и еще меньше умбры жженой; в «черный» добавляю немного вышеупомянутого лака; наношу этот самый «черный» на обувь, даю некоторое время на сушку; наношу второй слой этого «черного» и сразу же начинаю «втирать» в него небольшое количество жидко-разведенной «пыли». Более интенсивно обрабатывается нижняя часть сапог. Этим имитируется запыление сапог с плавными переходами между пылью и чистыми местами.

Танк.

Танк БТ-7 образца 1935 г фирмы Звезда с небольшими доработками. Кое-где добавленные заклепки (кожухи бортовых редукторов, башня) срезаны с днища – их там все равно не видно. Крылья, крепления баков, клаксон, остатки лопаты, её крепления, крепление домкратов, задний инструментальный ящик и его крышка согнуты из толстой и мягкой фольги. Передние крылья, несмотря на их сложную форму, изготовлены довольно легко: по пластиковым крыльям обжата фольга. Такие крылья намного реалистичнее пластиковых, тем более их можно красиво гнуть и дырявить. Вокруг места механика водителя добавлены некоторые элементы интерьера: рычаги, педали и проч.

Так же использована «травленка» Интеравиа: внешний вид и интерьер. Она очень помогла оживить танк – особенно ценными оказались сеточки и элементы интерьера. А вот сборка казенной части пушки доставила хлопоты, пришлось применить большое количество шпатлевки.

Башня у модели Звезды – самая слабая её часть. Мало того, что нет множества заклепок на её крыше, так там еще и маска пушки неправильной формы. Маска исправлена наклеиванием кусочков полистирола и шпатлевкой. Пролом в башне сделан по фотографиям. Ствол пушки высверлен. Фары боевого света (еще к ним добавлены провода) – от модели БТ-7 фирмы Восточный экспресс.

Вообще эта вторая модель ещё кое-где пригодилась. От неё взяты мелкозвенчатые гусеницы, в то время как у модели Звезда они крупнозвенчатые от БТ-5. Дело в том, что к 1941 г практически все БТ-7 обр 1935 г были «переобуты» в мелкозвенчатую гусеницу, но, судя по фотографиям, встречались эти танки и в крупнозвенчатой гусенице, в которой оснащались такие танки первых серий. Так что особого исторического несоответствия в оборудовании моего танка «родными» гусеницами из набора не было бы, но я захотел именно мелкозвенчатую, как на большинстве машин. Так же от модели Восточного Экспресса ведущие звездочки (соответственно гусеницам) и основные фары (отражатели в них из фольги), еще можно было бы взять от неё и более копийную башню. Цепь – из дешевой китайской бижутерии, купленной на рынке.

Перед окраской танк загрунтован автомобильной грунтовкой Kerry из балончика. Отмечу, что сразу после использования, распылительную головку следует поместить в ацетон, иначе она забьется.

Изначально была идея сделать сгоревший танк. Судя по фотографиям, на горелых танках бандажи катков сгорают (иногда не полностью) в белесый пепел, соответственно гусеница сильно провисает. Бандажи катков я просто срезал и сточил, а пепел изготовил из посаженной на ПВА алебастровой крошки, которую я наточил напильником из неудачной отливки основания (алебастр был немного подкрашен черной гуашью).

Танк красился смесью акрила и темперы ПВА «Ладога». Зеленый цвет, на не горелых частях танка изготовлен смешиванием окиси хрома, сиены натуральной и умбры жженой. Ржавчина (окалина) из смеси сажи газовой, кадмия красного темного, умбры жженой и сиены натуральной. После нанесения базового слоя проведены неоднократные «смывки», «сухие кисти» и «фильтры» разными оттенками «ржавчины» изготовленных из вышеупомянутых красок. Процесс этот творческий и однозначной технологии здесь нет. Надписи на танке взяты с реальных фотографий подбитой советской техники лета 1941. «Kriegslazarett» - это военный госпиталь, а «2.JR.63» - вероятно, маркировка части подбившей танк (пехотный полк?). Надписи сделаны светло-серой краской – белая смотрелась бы слишком ярко.

Основание.

Основание изготовлено по следующей технологии:

- В картонную опалубку (из глянцевого картона) отлит тонкий слой алебастра подкрашенного гуашью;
- используя пластилиновые бортики для имитации канавы, отлита уже непосредственно дорога и кусочек поля в углу;
- еще не застывший алебастр посыпан обыкновенной дорожной пылью с мелкими камешками. В «поле» вдавлены камешки побольше;
- резиновой гусеницей от Pz IV продавлены следы;
- после застывания алебастра основание покрыто упоминавшейся выше грунтовкой;
- из аэрографа основание окрашено в «пыльный» цвет (из вышеупомянутых красок) из аэрографа;
- тонировка «смывкой», «сухой кистью», оттенение разными цветами из аэрографа, окраска камушков и прочее;
- все это еще чуть-чуть кое-где присыпано мелкой дорожной пылью и опять таки слегка задуто аэрографом.

Трава изготовлена из подкрашенного аэрографом сантехнического льна и щетины помазка для бритья. Сначала основание посыпано мелко стриженным льном, а потом «высажена» уже высокая «трава» из льна и щетины. Цветы одуванчиков и их листья – из подкрашенной газеты.

Всем фигуркам в ноги вставлены проволочки, которые затем укреплены в отверстия в основании. Танк так же закреплен на проволочки.

Танкошлем в углу диорамы – из набора танкистов Миниарт.

Багетная рама куплена в художественном салоне, на ней сделана гравировка, все это покрыто лаком. Основание приклеено на картон, вставленный в раму и закрепленный рейками на гвоздиках.

Вся работа над диорамой заняла около 4 месяцев. Эта статья была опубликована в журнале М-Хобби №8 2006.

Фотоотчет: снимки завершенной работы в Галерее.

Обсуждение статьи (комментариев: 11)

Ber ( Москва )
Супер Супер :helmet:
Я не зная что народ не отреагировал ? но я в восторге
Молодца … вот чо значит творческий подход.
Удачи и ждем такой же развернутый фотоотчет по всем будущим работам.

С уважением,
БЕР
 
Александр Зеленков ( Красноярск )
Ber, спасибо за теплые слова. Буду стараться.
 
Александр Иванов ( Израильская АССР )
да народ более чем бурно отреагировал в обсуждении самой работы, а на истории ее создания "выдохся"... А работа весьма достойна! Просто великолепная работа.
 
Сергей Чернышев ( Краснодар )
Действительно, все уже высказались в обсуждении самой работы. Но за эту статью автору большое спасибо - знаний много не бывает. ;)
 
Караматов Денис ( г.Москва )
Просто супер...
 
Антон Винокуров ( Москва )
ну диорама просто отличная!таких качественных работ давно не видел на самом деле!очень впечатлили сами фигуры,их "производство"и покраска!все эти пехотинцы будто с черно-белой фоты сошли!и этот политрук,и танкист!вообщем автору БОЛЬШОЙ РЕСПЕКТ! :D
 
ряд.Райан ( Москва )
Александр Зеленков,классная работа!!!Не в плане плена,советских солдат,а атмосфера...
-Плен,что нас там ждёт?-прямо написано на измождённых лицах,наших ребят... :oops:
Александр,творческих успехов в новом году!
С уважением...
 
mvp_Jack ( Выборг, Лен.обл. )
Как буд-то картина. :D
 
BAGRATION ( город Каменск-Уральский )
а что использовал для иметации грунтовой дороги ИЛИ просто покрасил
 
Александр Зеленков ( Красноярск )
BAGRATION,
ТЕКСТ ИЗ СТАТЬИ КОТОРАЯ И ОБСУЖДАЕТСЯ ЗДЕСЬ Wrote:Основание изготовлено по следующей технологии:
- В картонную опалубку (из глянцевого картона) отлит тонкий слой алебастра подкрашенного гуашью;
- используя пластилиновые бортики для имитации канавы, отлита уже непосредственно дорога и кусочек поля в углу;
- еще не застывший алебастр посыпан обыкновенной дорожной пылью с мелкими камешками. В «поле» вдавлены камешки побольше;
- резиновой гусеницей от Pz IV продавлены следы;
- после застывания алебастра основание покрыто упоминавшейся выше грунтовкой;
- из аэрографа основание окрашено в «пыльный» цвет (из вышеупомянутых красок) из аэрографа;
- тонировка «смывкой», «сухой кистью», оттенение разными цветами из аэрографа, окраска камушков и прочее;
- все это еще чуть-чуть кое-где присыпано мелкой дорожной пылью и опять таки слегка задуто аэрографом.
 
Иван Краснюк ( РФ, г. Москва )
Отличнейшая работа!
 
Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.