Перевал Клухорский, высота 1360.
Идея
Идея создания этой работы для меня была очевидна и ясна. Мне посчастливилось родиться в республике Таджикистан. Профессия моих родителей была напрямую связана с туристическими экспедициями и горными походами, в связи с этим большую часть свободного времени своего детства и юности я провёл в горах. Пейзажи скалистых ущелий, перевалов, урочищ и ледников, горных озёр, рек и водопадов, снежных вершин и альпийских лугов, силуэты узловатой арчи и вековых орехов, вкус приторного тутовника и терпкой алычи, заросли дикого винограда и поля "лисьих хвостов" - всё это в память мне врезалось навсегда. Поэтому с выходом в свет набора от Звезды "Советские горные стрелки" я точно знал, что буду делать горную диораму. При создании диорамы мне очень помогла книга Ильи Мощанского и Андрея Каращука из серии "Военная Летопись" "Горная Война", практически 90% информации я почерпнул из данного печатного источника.
Наборы
Модельным сообществом о наборе "Советские горные стрелки" уже сказано много добрых слов, присоединяюсь и я к мнению большинства моделистов, и считаю его одним из самых удачных наборов фирмы Звезда. Мимика лиц у фигурок просто отменная, у каждого бойца своё неповторимое выражение лица, в этих лицах явно читается индивидуальный характер. Кисти рук на высоте (просматриваются складки кожи и пластинки ногтей) практически идеально сопрягаются с оружием и снаряжением и всё это в двойном экземпляре (по две головы, по две пары кистей рук на бойца). Форма на фигурках отлита отлично, хорошо пролиты ремни снаряжения на торсах, с минимумом облоя и утяжин. И с оружием всё в норме. Я так думаю, что "дегтярь" и "папаша" - это лучшее, что сейчас есть в пластике. Но не обошлось без маленького косячка. Карабины в этом наборе, все как один, даны снайперским вариантом, надо переделывать ручку затвора (благодаря участникам форума сайта Diorama.ru впоследствии выяснилось, что фактов наличия снайперских карабинов в природе нет, или они очень призрачны). Но это не так существенно - при желании, если делать опытного стрелка, снайперскую трехлинейку для него, можно одолжить из того же звездовского набора "Советские снайперы", там она неплохо получилась. Своего я переделывать не стал, уж как есть – так есть.
По ходу работы мне понадобились три таких набора. В дальнейшем, для противоборствующей стороны я приобрёл два разных набора горных егерей от Драгона и один от Тамии. Ничего плохого или хорошего про эти наборы сказать не могу, здесь всё предсказуемо и ожидаемо, но всё равно хуже, чем у Звезды. Тем более, что «забугорные» наборы использовались практически только как запчасти для нужных мне фигурок.
Макет горы
На самом деле фигурки и макет горы делались практически одновременно. Даже чаще, сначала собиралась фигурка, а потом под нее готовилось место на диораме. Но так как скакать то с фигурок на макет, то с макета на фигурки будет неудобно, опишу сначала, как делалась гора, а потом как собирались фигурки.
В качестве основания я использовал плотный пенопластовый лист толщиной 1см. и площадью 41см.х 36 см. На него при помощи ПВА я поочерёдно приклеивал лёгкие, пористые листы пенопласта толщиной 3см. Чем выше я поднимался, тем площадь пенопласта становилась меньше, наподобие пирамиды. И так до тех пор, пока не вырисовался силуэт горы, нужной мне высоты. Тут важно ещё до начало работы сделать наброски или иметь реальные фотографии гор, ну или на худой конец держать всё в голове, но иметь представление чего вы хотите добиться в итоге. После того как заготовка подсохла на поверхности пенопласта при помощи модельного ножа, создал ниши и навесы, выбрал разного масштаба и форм углубления, прорезал глубокие и мелкие борозды. Не забывая для каждой фигурки создавать своё место. (фото №1, фото №2).
Наковырявшись вдоволь и замусорив всё в округе, я покрыл всё творение жидко-разведённым клеем ПВА. Далее на основании этого раствора я постепенно нанёс на всю конструкцию обыкновенную туалетную бумагу, начиная снизу и медленно поднимаясь к верху (фото №3). Таким образом, обрабатывая всю поверхность, углубления и неровности. При намокании бумага сильно сжимается, образуя мелкие складки. После высыхания верхний слой приобретает облик дикого камня. Таким способом я обработал макет несколько раз. (фото №4, фото №5). В перерывах кое-где приклеил несколько гипсовых заготовок, вылитых в специальных резиновых формочках, имитирующих рельеф скал. (фото №6, фото №7).
Пришло время “разбрасывать камни”. На диораме в разных местах, не скупясь, я расположил гипсовые и настоящие камушки. Сначала крупные, затем мельче и мельче, пока не дошёл до мелко-просеянного песка, кое-где сымитировав осыпание горной породы. Ограждение кошара сложено вручную из колотых гипсовых отливок, камушек за камушком. Закрепил всё клеем ПВА (фото №8, фото №9, фото №10). После, удовлетворившись количеством валунов и булыжников, я покрыл всю композицию тёмно-серой акриловой краской из аэрографа. (фото №11, фото №12). Как только слой краски высох, нанёс несколько фильтров. С оттенками я не скупился, фильтра наносились коричневых, зелёных, голубых, серых и даже белых тонов, после задул всё автомобильным глянцевым лаком, и сделал смывку (фото №13, фото №14). Для фильтров и смывок я применял раствор масляных красок на пинене в разных пропорциях (фото №15). В завершение прошелся разными оттенками серого и коричневого, методом «сухая кисть», по всему макету горы. (фото №16, фото №17).
Удовлетворившись результатом, я перешёл к растительности. В горах трава и кустарники растут везде, и порой в немыслимых местах. Поэтому высаживать зелень я стал и по бокам тропы, и возле будущей реки, на скалах и на осыпях, в лощинах и впадинах, и на открытых площадках. Для имитации травы и других представителей горной флоры, использовался сантехнический лён, чай зелёный и чёрный из пакетиков, искусственная травка из наборов и натуральный сухостой (фото №18). Все это сажается на ПВА, по принципу от меньшего к большему. (фото №19, фото №20, фото №21). Когда-то привезённые с моря и высушенные пучки бурых водорослей идеально подошли для создания кустарников и мелких деревьев. Дело в том, что при намокании они быстро впитывают воду и "распушаются", остается только придать веточке нужную форму, в таком виде высушить, и высадить на диораму (фото №22, фото №23, фото №24, фото №25).
Сырой, подтаявший снег я создал при помощи смеси прозрачного силикона и соды, разложив его предпочтительно в низинах, у воды и там, где его хорошо помесили. (фото №26, фото №27, фото №28, фото №29). А свежий, сухой снег на склонах и камнях, это сода+вода+ПВА с добавлением небольшого количества белой акриловой краски, что бы в дальнейшем снег не желтел , наносится маленькими порциями на предполагаемое место и размягчается слабым раствором ПВА, сверху присыпается сухой содой. (фото №30, фото №31, фото №32, фото №33, фото №34). Грязь получил путем смешивания глянцевого акрилового лака с натёртой постелью (земляного оттенка) и ею покрыл тропу и кое-где поверхность талого снега, а также немного прошелся серыми тонами пастели, по всему макету горы (фото №35, фото №36, фото №37, фото №38, фото №39). Река течёт силиконовая с добавлением ваты для бурунов и пены, между слоями силикона, кое-где, поддувался глянцевый лак. Лак применял автомобильный, двухкомпонентный, для «металиков», он очень прозрачный, отлично имитирует водную поверхность. К тому же в нем неплохо растворяется обыкновенная масленая краска, так, что можно с легкостью намешать разнообразных оттенков. Пена подкрашена белой масляной краской (фото №40, фото №41, фото №42, фото №43, фото №44, фото №45, фото №46, фото №47). Ландшафт горы готов.
Переделки
На диораме, связанные друг с другом, расположились 13 персонажей этой "драмы". Но вся композиция в целом начала складываться с одного "актёра". Это фигурка бросающего гранату стрелка под №3 из звездинского набора. У этого бойца мне пришлось немного переделать положение ног, т.к. на диораме он располагается вертикально. В руку ему вместо гранаты так и просился ледоруб. Располагаясь на скале, стрелок задал высоту композиции, а в конечном итоге и площадь, и ещё, благодаря ему, на диораме образовался ледник. Потому как вырубать ступени в скале как минимум странно! (фото №48, фото №49, фото №50).
Для страховки этого бойца нужна была фигурка страхующего. С этим справился воин из набора, забрасывающий четырёхзубый крюк, под №2. Голову я приладил от №4 и вместо ушанки, сделал вязаную шапочку из милипута. Пришлось немного изменить положение его кистей и просверлить отверстия под верёвку (по понятным причинам пластиковую долой. (фото №51, фото №52, фото №53). В качестве верёвки я приобрёл нить №3 для корабельного моделизма от фирмы " Constructo Modelismo". И по цвету и по масштабу она подходит (фото №54).
Что бы задать сюжету драматический тон, рядом с фигуркой страхующего я расположил раненного пленного егеря и нашего бойца, подтягивающего к стропе. Стрелок собран из разных фигурок. Ноги от №5, всё остальное от №2. С торса пришлось аккуратно срезать имитацию шнура. Правая рука осталась без изменений, а левую развернул к верху. Кисти были заменены более подходящими. Из оружия у него МР-38 Драгона, ликвидированный у пленного.(фото №55, фото №56)
Раненного немецкого егеря я собрал из драгоновского набора "Gebirgsjager 1940-1941". Ноги от №3, тело от №2. Голова удачно нашлась в запасниках. На лице явно читается отчаяние и боль. С левой руки на предплечье выбрал немного пластика, а по краям приклеил кусочки тоненькой фольги для имитации раны и порванного анорака. В правую руку вложил ему клюку из настоящей веточки. На рюкзак, висящий у него за спиной, я сделал лямки, по фото реального прототипа. (фото №57, фото №58).
Пятый и заключительный персонаж на нижней площадке - это стрелок с пулемётом Дегтярёва, прикрывающий отход своего отряда. Торс, руки и голова штатные от №5, а ноги: правая от №6 левая от №4. В наборе этот боец представлен как стреляющий из пулемёта с положения стоя, что мне показалось не очень правдоподобным. Поэтому пришлось его усадить и мучительно долго возиться с его ногами (фото №59, фото №60, фото №61).
Четыре из пяти данных фигурок предполагалось расположить в кошаре. В действительности это отгороженное место, куда чабаны на ночь загоняли отары овец. В горах такие сооружения встречаются довольно часто (фото №62). На высоте основательно закрепились четыре советских горных стрелка, включая командира, опытного бойца, инструктора по альпинизму (судя по значку на его куртке). Фигурки командира и снайпера собраны без изменений (у снайпера лишь немного поменян наклон тела и положение ног). Обе эти фигурки производителем представлены в динамичных позах и в сюжет они вписались достойно (фото №63, фото №64, фото №65, фото №66).
Для стрелка, подающего верёвку, за основу подошла фигурка №4. Немного переделаны расположения ног, рук, наклон головы. Из милипута вылеплен вязаный подшлемник и свитер. В левую руку вложил ему верёвку, а правой он опирается на ледоруб. (фото №67, фото №68). Позади них разместилась фигурка стрелка, спортсмена-альпиниста. Он приготовился страховать пленного егеря при подъёме на высоту. Одет он в трофейный анорак и штатные брюки. Этот боец был собран из абсолютно разных частей. Торс взят из звездинского "Эдельвейса", остальное - сборная солянка. На его создание ушло много шпатлёвки, труда и времени (фото №69). Он стал заключительным звеном композиции на данном этапе работы (фото №70, фото №71, фото №72)
На пластиковых головах советских солдат кое у кого хорошо просматривается растительность на лице. Но мне захотелось сделать бороды и усы отчётливей. Для этого я зубочисткой очень тонким слоем наносил цианкрилат на нужные места и присыпал их толчёной содой. В местах соединения с клеем, сода моментально кристаллизуется, образовывая шершавую поверхность. Многодневная щетина стала намного реалистичней. Таким образом, я доделал растительность на лицах даже тем у кого, по мнению создателей, её быть не должно (боец на скале, пленный) (фото №73, фото №74).
Изначально присутствие немецких горных егерей на диораме не предполагалось. Но после я понял, что образ мифического врага где-то там, на другом конце полёта пули, не удовлетворит ни меня, ни зрителя, работа будет выглядеть незавершенной (да и пленного товарища кто-то должен был отбивать). Но как всех расположить на одной композиции, и при этом не вылезти с масштабом за рамки разумного? Тут было над чем поломать голову. И вновь меня выручил всего один боец (хотя участь его печальна). Это была фигурка заряжающего мины под №4 из драгоновского набора "Горные егеря 1940-41". Я решил, что он выступит в качестве убитого немецкого снайпера. Рассверлив и немного расширив отверстие у него на спине, я по краям приклеил торчащие кусочки фольги, получилась рваная рана. Немного поменяв ему положение рук и заменив голову на подходящую, я расположил его под скалой. Он думал, что удачно выбрал позицию, но наш пулемётчик не оставил ему не единого шанса (фото №75).
Сюжет стал развиваться сам собой. Появился командир немецкой группы, который пытается, подтянув к себе снайперскую винтовку, вытащить у убитого товарища патроны к ней. Эта фигурка несёт в себе полный набор переделок и полностью создана из разных наборов. Описывать из чего он собран, пожалуй, не хватит и отдельной статьи (фото №76, фото №77) Напротив них, на другой стороне тропы, разместились ещё две фигурки егерей из этой группы (фото №78). Забегая вперёд, скажу, что из-за них мне пришлось на диораме сооружать отдельно стоящую скалу, дабы зрительно отделить их от группы советских бойцов. Фигурку высовывающегося из-за камней немца я взял из тамиевского набора миномётчиков, под № 3. При помощи ножа переобул его в горные ботинки, поменял кисти рук и вместо каски надел кепку. На спину водрузил ему рюкзак, доделав лямки. В остальном поза его как нельзя лучше подходила сюжету. Своим присутствием он не оставил без работы нашего снайпера, пристально наблюдавшего за ним с высоты. Ещё каких-то 20-30 см. вперёд по жизненным меркам, и он пополнит немалые ряды германских солдат, навсегда оставшихся в горах Кавказа (фото №79, фото №80).Последний герой на диораме - это немецкий егерь с пулемётом, он практически без изменений собран из драгоновского набора "German Gebirgsjager w/Donkey”. Я лишь заменил ему голову и кисти рук на подходящие от Звезды и вместо MG-42 вложил в руки подходящий по времени МG-34 (фото №81, фото №82).
Окраска фигурок
Об окраске фигурок на нашем сайте сказано уже очень много, поэтому освещать процесс покраски подробно не буду, тем более, что в этом деле мне самому еще учиться и учиться. Окрашиваю я фигурки акрилом и темперой. Для матовых поверхностей применяю акрил от Звезды и питерскую темперу, для глянцевых - от Акана. Форму советских стрелков я красил темперой “сажа газовая” с добавлением “умбра жженная “ и “белила“, то больше, то меньше, для разной степени старения и выгорания формы. Для лиц и рук применяю набор акриловых красок Andrea Color. Стёкла горных очков покрыты глянцевым автомобильным лаком с добавлением чёрной масляной краски (фото №83).
Заключение
После того как фигурки, оружие, амуниция и снаряжение окрашено, я расставил и разложил всё по своим местам. Где недостает, добавил снега и грязи, застраховал бойца на скале при помощи карабинов из проволоки, протянул верёвки. В заключении на поворот тропы я установил шест, а на него надел череп козла (сделанный из милипута, рога из проволоки). В горах, перед стойбищами отар, нередко встречается данный национальный атрибут, на славянский манер вроде как от сглаза. У меня же это символ неизбежной кары и беды для непрошеных гостей (фото №84, фото №85).
Свои диорамы я обрамляю рамками из Икеи и накрываю стеклянными куполами. В заключении представляю несколько крупноплановых фотографий работы (фото №86, фото №87, фото №88, фото №89, фото №90, фото №91, фото №92, фото №93). Данная статья с небольшими изменениями печаталась на страницах журнала "М-Хобби".
Обсуждение статьи (комментариев: 19)
Отличная технология изготовления гор.
Очень вдохновенная работа и отличная статья о ее создании.
Уважаемый Петр, есть вопрос по силиконовой воде. Силикон отлично передает бурный характер горной речки, но склонен мутнеть со временем. Не сталкивались Вы с такой проблемой?
С уважением.
"- Адрес хочу. Он раньше здесь работал.
- Кто?
- Один грузин, мой знакомый друг. Я ему напишу: Здравствуй, Валик-джан. А он скажет: Вах! Как меня нашёл, откуда? Ему будет приятно.Когда ему будет приятно, я буду чувствовать, что мне тоже приятно. А ты говоришь - прямо.
- Меня в Орджоникидзе ждут.
- Знаешь, я тебе умный вещь скажу, но только ты не обижайся. Когда мне будет приятно, я так довезу, что тебе тоже будет приятно." "Мимино" фильм Георгия Данелия.
Название работы состоит из двух частей - они как-то взаимосвязаны?
Сама работа это мое авторское видение прочитанного.
Иначе звучит так, как будто вторая часть уточняет первую – сначала название перевала, потом его высота, что в целом звучит несколько странно.
(просто так принято - если где-то даётся название вершины, или перевала, а рядом стоят цифры, то они всегда указывают на максимальную высоту этого географического объекта)
, но переименовывать вряд ли буду. Спасибо за совет, впредь постараюсь повнимательней относится к названиям.«Отметка 1360. В районе Клухорского перевала»,
Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.
|