Мастерская > История одной работы

Дикое поле

фото #1

История

В ходе летней кампании 1942г. части вермахта в своем продвижении на восток достигли Волги у Сталинграда и местами перевалили через Большой Кавказский хребет. Как известно, в ходе кровопролитных сражений их оттуда выбили, после чего война в России приняла уже западный "вектор" - и так до Берлина и Эльбы. Но в сорок втором немецкие солдаты в степях Прикаспия еще верили, что они будут первыми, которым откроется дорога к завоеванию Азии. Одним из "азиатских" впечатлений германских солдат стали верблюды, которых, по причине оторванности от путей снабжения в бескрайних степях, и немцы, и Красная армия использовали как транспорт для перевозки топлива и снаряжения. Военная хроника зафиксировала как разъезды патрулей верхом на этих животных, так и конвои - вьючные летом и санные зимой. Сюжетом маленькой диорамы стал как раз такой конвой из одного навьюченного бензином верблюда, и его погонщика.

Зоология

Верблюд, которого я взялся изображать, принадлежит к двугорбой разновидности этих парнокопытных, их также называют бактрианами. В отличие от своих поджарых аравийских и африканских сородичей (дромедаров) бактрианы более коренасты, вместе с тем более жирны, то есть отличия примерно те же, как, скажем, между арабским скакуном и монгольской лошадкой. Но самое главное - они склонны обрастать косматой гривой, и по этой примете "наших" верблюдов не спутать с прочими. Отчасти толчком к работе над верблюдом послужил некоторый опыт обращения со скульптурной массой питерского производства, которая называется просто "Пластика для лепки и моделирования". Этот материал представляет собой небольшие "колбаски" серого или терракотового цвета, лепится подобно пластилину, и потом отверждается - полимеризуется при нагревании до 130 градусов в течение 10-20 мин. в духовке, или (для мелких деталей) при кипячении. В общем, процесс работы с этой пластикой не особенно отличается от того, с чем мне приходилось иметь дело раньше (аналогичная пластика прибалтийского производства еще во времена Союза), и я не думаю, что существует принципиальная разница с западными скульптурными материалами. Поэтому за более подробным описанием технологии работы со скульптурными массами я отсылаю читателя к замечательной статье В.Лютца (см. http://www.blindage.net). Кажется, в этом введении я и так уже многое рассказал, поэтому ниже я опущу тонкости скульптурных работ, и буду говорить просто "сделал" или "слепил". К моменту, когда я задумал сделать верблюда, передвижной зверинец из нашего города уехал, поэтому отснять прототип на натуре не получилось. Я воспользовался фотографиями и рисунками из английской книги про путешественников (глава, посвященная исследователю Центральной Азии Свену Хедину), рассматриванием "стоп-кадров" хроники и фильма "Солдаты" (по роману В.Некрасова "В окопах Сталинграда", в финальных кадрах есть сцена санного каравана), а также монгольскими почтовыми марками ("Монгол Шуудан", помните? :) Отдельное спасибо Михаилу Елисавчичу (AKA trudger) за фото немецких солдат с верблюдом, взятое из какой-то довольно редкой книжки. Данная фигура верблюда на самом деле вторая по счету. До этого я сделал почти такую же, но совершил очень большую ошибку - ориентируясь по наброскам на миллиметровой бумаге, я как-то совсем забыл о "человеческом факторе", то есть делал фигуру животного в отрыве от фигуры человека, который должен был восседать на нем. В итоге получился сильно переразмеренный зверь, в масштабе этак 1:32, настоящий "косматый лебедь каменного века", как романтично писал о верблюдах поэт Заболоцкий. Погоревав, я решил, что повторение в этом случае действительно мать учения (жаль только расхода пластики, которой у меня не так много). И принялся за дело снова. Из соображений экономии материала решил сделать самую массивную часть фигуры - тулово - композитной. На практике это означало, что для основы был использован грецкий орех небольшого размера, просто обмазанный пластикой. Форма ореха очень удачно совпала с контурами пузатой фигуры животного. Уже поверх этой основы вылепил горбы и массивы бедерных мышц. После этого безголовая "заготовка" скульптуры прошла первое отверждение в духовке. Шея и голова, от правильности выполнения которых также сильно зависит верная передача облика животного, лепиоись отдельным узлом, и крепились к туловищу не только "прилеплением", но и с помощью проволочного штифта. Проволока служит дополнительной арматурой - позвоночником, на котором держится голова, а другим концом закрепляется в сердцевину ореха. Таким образом, получается довольно прочная конструкция. После закрепления шеи и головы скульптура (пока без ног) отверждается еще раз. Ноги зверю я взялся сделать путем конверсии лошадиных ног (ампутированы конечности коня из набора DRAGON "German Cavalry Division Florian Geier"). Вспоминается анекдот про посетителей зоопарка, разглядывающих верблюда: "Смотри, Гоги, что они с лошадью сделали!!" На самом деле, сейчас мне думается, что лошадь можно было спасти, вылепив ноги самостоятельно поверх проволочной основы. Плюсом оказалось то, что мне не нужно было особенно переживать из-за имитации сложного строения ножной мускулатуры. Итак, лошадиные пластмассовые конечности были закреплены на соединениях из металлических булавок в заранее подготовленные посадочные места бедер из пластики. Здесь важно было соблюсти верные пропорции, так как верблюд обычно несколько выше в холке средней лошади. При помощи пластмассовых обрезков облоя и шпатлевки были выполнены характерные мозоли в районе колен (благодаря им верблюд так легко ложится на раскаленный песок) и раздвоенные копыта.

Кружок мягкой игрушки

Решил отдельно остановиться на технике выполнения той самой мохнатости, столь характерной для верблюдов калмыцких и ногайских степей. Сначала я пробовал выполнить "прическу" зверя обычными скульптурными методами, делая в пластике бороздки и "завитушки" иглой. Однако, результат не слишком меня впечатлил, все выглядело как-то рафинированно, волосатость более напоминала лепные кудри на античных статуях. Поэтому решено было опробовать технику, максимально приближенную к реальности. Взял шерстяные нитки (наподобие тех, из которых наши мамы и бабушки вяжут носки и варежки). Собрав их в небольшой пучок, высаживал пинцетом на смазанное суперклеем место. Схватывается моментально. Трансплантировав таким образом некоторое количество шерсти с волосатых ниток на лысого верблюда, получаем мохнатый участок. Его следует подстричь и расчесать, но не добиваться при этом идеальной укладки. Процесс довольно кропотливый (теперь понятно, за что со страдающих облысением в клиниках по пересадке дерут такие деньги!) и технологически "грязный": если решитесь повторить подобное, старайтесь работать хотя бы на листе газеты и регулярно отскабливать/отмывать инструменты и руки (!) от налипшей шерсти, иначе не избежать пошлых шуток окружающих:. Зато в итоге получается действительно мохнатый степной верблюд. В завершении вся фигура, включая мохнатые участки, покрывается шпатлевкой - это и грунт под покраску, и возможность еще раз уложить шерсть, пока она "мокрая". По высыхании шпатлевки можно выявить недостатки и просто срезать посуху ненужный ворс.

О бедном гусаре замолвите слово…

Фигурка всадника являет собой компиляцию частей тел и деталей от следующих производителей: DRAGON (узел ноги-задница от немцев к набору "German Cavalry Division Florian Geier", голова оттуда же, МП-40, автоматные подсумки, сухарная сума, противогаз), ICM (туловище и руки от фигурки из набора "Немецкая штурмовая пехота 1943-1945гг.), самодельной пилотки и нижней части мундира с накладными карманами (пластика и свинцовая фольга), противопыльных очков от ITALERI/ЗВЕЗДА (из набора мотоциклистов). "Степная" конверсия свелась к закатыванию рукавов, сдвиганию пилотки на затылок (и добавлению челки из частиц шпагата). Грузом верблюду, помимо седока, служат канистры TAMIYA, одну из которых я обозначил как тару для воды (нанесен белый крест). Вьюк закрепил ремнями (из свинцовой фольги). Из этого же материала сделал примитивную упряжь. Несколько издевательски должен смотреться государственный флаг Рейха, используемый в качестве подстилки для удобства посадки между горбами. Ну, и для опознавания с воздуха… флаг сделан из пропитанной ПВА кальки.

Лакокрасочные работы

Основной объем работ по расцвечиванию верблюда был сделан кисточкой эмалями HUMBROL и TAMIYA, при этом перед нанесением эмалей фигура была загрунтована матовой черной акриловой краской. Таким образом, нанося эмаль тонким слоем движениями по-касательной ("сухая кисть") удалось сделать темнее те места, которым и положено таковыми быть - впадинки и углубления, особенно в космах шерсти на шее и голове. Каждый последующий слой был на тон светлее предыдущего. В окраску фигуры солдата ничего нового я на этот раз не привнес. Смывку и тонировку делал водорастворимой восковой темперой и пастельными мелками. Флаг и навешенный груз, а также вся сбруя окрашены художественными акриловыми красками DALER ROWNEY, попавшими мне в руки по случаю и на короткое время. Результатом применения остался весьма доволен и теперь ищу что-то подобное для себя. В сборе вся фигура (верблюд и всадник не склеены, они просто стыкуются) получили запыление сухой кистью по ногам, брюху и груди животного, сапогам седока, канистрам. Следовало, пожалуй, задуть "пыльным" цветом всю композицию снизу, но до этого как-то не дошло.

Археология

Фоном для диорамы, призванным указать на место действия и создать настроение ("Зачем я здесь? Как меня сюда занесло?") стала половецкая каменная баба в масштабе 1:35 (приблизительно). На самом деле, никакая это не баба, а надгробие древнего тюркского воина-кочевника. Эти статуи, пренебрежительно именовавшиеся древними русичами еще и "болванами", пожалуй, единственный заметный след половецкой культуры в археологии. Ареал распространенности каменных баб - от Днепра на западе до Волги на востоке, и до предгорий Кавказа на юге. Стало быть, предположительно ситуация, когда немецкий верблюжий караван набредает на этакое распутье в дикой степи, вполне могла иметь место, хотя еще в царские времена, а затем и в советские годы каменные бабы выкапывались по причине освоения пахотных земель и свозились, как правило, в краеведческие музеи. Решил пойти по рискованному пути и попытаться сымитировать не только скульптуру в целом, но и процесс ее создания. Для этого сделал отливку небольшого бруска из алебастра, из которого и вырезал, отсекая лишнее, грубую монголоидную физиономию, стилизованный доспех и меч, сверяясь с зарисовками реальных статуй в книге по истории Руси 12в. Получилось, на мой взгляд, довольно удачно. Фактуру песчаника имитировал тонированием скульптуры жидко разведенной смесью черной акриловой краски с темперой коричневатых оттенков. Для того, чтобы слегка высветлить выступающие поверхности, просто потер их жесткой кистью, обнажив белый алебастр. Основание сделано из круглой сосновой точеной рамки (куплена в отделе товаров для вышивания), в которую вставлена пластина пенопласта. Изнутри все скреплено ПВА и акриловой строительной шпатлевкой, из нее же сформирована почва. Трава - "железнодорожная" Static grass от NOCH, разбавленная кое-где вкраплениями пучков распушенного шпагата. Вот такая история, с зоологией и археологией.

Обсуждение статьи (комментариев: 0)

Фотоотчет к материалу Фотоотчет
Предлагаем Вашему вниманию другие фотографии этой работы в галерее.
Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.