Мастерская > История одной работы

Время не ждёт...

фото #1
фото #2
фото #3
фото #4
фото #5
фото #6
фото #7
фото #8
фото #9
История одной работы: Время не ждёт...
Почему именно начальный период войны? Возможно, сказалось влияние художественной литературы. Прочитанные как-то давно «Война» Стаднюка и «Живые и мертвые» Симонова оставили очень большое впечатление. Вот эти написанные воображением картинки я и пытаюсь реализовать в своих работах. Так сложилось, что предварительных эскизов я практически не делаю, исключение составляют общая схема размещения элементов диорамы и отдельные детали, требующие точного математического расчета и перевода в масштаб. Причин тут несколько: во-первых, очень часто композиция диорамы кардинально перестраивается во время ее строительства, во-вторых, графическое представление идеи почти всегда не полноценное, и в-третьих, мне так просто удобней :) На стадии обдумывания идеи этой диорамы для меня было главным показать напряженность и суматоху первых дней войны, использовав при этом минимум элементов. Часто в книгах и художественных фильмах показаны опустевшие города, оставшиеся жители спрятались по домам, на улицах следы боев и панического бегства. Было решено показать небольшой фрагмент улицы со следами разрушенного здания и минимальным количеством действующих лиц, оставил возможность зрителю додумать все остальное. Я не люблю разбивать сюжет на несколько небольших сцен, это рассеивает внимание и портит впечатление от диорамы в целом. Так как моделизмом в силу многих обстоятельств заниматься приходиться в редкие свободные часы, эта работа вылилась в очередной долгострой. В общей сложности от начало до конца работ прошло 5 месяцев, из них собственно на эту диораму приходится не более двух месяцев. Второй, немаловажный момент – я занимаюсь этим для души, и никогда не форсирую работу. Сразу хочу сказать, что я не придерживаюсь общепринятой очередности этапов работы, единственное, что для меня всегда однозначно – основание изготавливается в последнюю очередь. Итак по порядку (точнее, по порядку изготовления отдельных элементов):

Фигурки

Многим может показаться странным, но первыми были собраны и окрашены фигурки. Причем можно смело сказать, что работа с ними началась раньше, чем окончательно оформилась идея диорамы. Надо отдать должное производителю (ICM) – фигурки отличные, лица живые и эмоциональные, хорошая проработка деталей. Несмотря на их статические позы, желания как-то их изменить не возникло. Стандартные операции по прорезке и добавлению ремней - это все, что было сделано. Собственно фигурки и натолкнули на сюжет. Командир «строит» подчиненных, ну а причина самая распространенная – вынужденная задержка из-за поломки транспортного средства. Фигурки расписаны поливинилацетатной темперой питерского производства. Про технику работы этой замечательной краской написано статья Владимира Демченко уже много и достаточно подробно, поэтому повторяться нет смысла. Дополнительно старение было отложено до определения общего цветового решения диорамы.

Бронеавтомобиль

С выбором техники дело обстояло немного сложнее. От применения танков я отказался сразу, нечего им делать в городе, тем более в колонне, продвигающейся на восток. Автотранспорт как-то не очень подходил танкистам, значит остается бронеавтомобиль. У меня как раз было несколько собранных в начале 90-х годов БА-20 разных производителей (Алан и Старт). Качество сборки, деталировки, окраски, мягко говоря, было ниже среднего, и последние 5-6 лет они успешно пылились в коробке со всяким пластмассовым ломом. Оба броневика были извлечены из закромов и сразу же замочены на сутки в волшебной многофункциональной жидкости «Крот» (наверное, многие знают, что это такое, для остальных поясню. Жидкость применяется для прочистки труб, продается в любом магазине бытовой химии, примерный состав – раствор едкого натрия). Некачественная сборка и плохая покраска позволили без труда снять краску и разобрать по составным частям обе модели. В качестве основы для дальнейшей работы я взял Алановский БА-20. Основной задачей было поставлено сделать машину, максимально похожую на фотографии. Первый момент, который мне был непонятен – кормовой бронелист. Фотоподтверждения решению производителей сделать его из прямых листов я не нашел, поэтому пришлось изготовить новый, закругленный из листового пластика, с окошком посередине. Второй момент – толщина и конфигурация крыльев. Исправление тоже не вызвало особых трудностей. Наиболее трудоемким оказалось изготовление элементов внутренней стороны дверей. В основном использовалась отожженная медная фольга. Информация о спартанском внутреннем устройстве у меня была минимальная (несколько фото из финского музея) (речь, похоже, о музее в Парола - Ред.). Тем не менее, был сделан интерьер башни, задней части корпуса, боеукладка на кормовом листе. Поручневая антенна и кронштейны ее крепления изготовлены из проволоки и кембриков различной толщины. Фары и задние стопы – продукция «Эльф». Все ручки и замки заменены на проволоку. Ящики для инструментов спаяны из медной фольги с нуля. В завершение добавлен десяток заклепок. Двигатель взят от стартовской модели, соответственно «открыт» люк моторного отделения. В остальном ходовая оставлена без изменений. Модель была загрунтована ГФ-21 и окрашена красками Акан. Сразу же было сделано затемнение и осветление добавлением в базовый цвет соответственно белой и черной краски, последний штрих - смывка маслом и тонирование темперой. В завершение добавлены «ржавое» ведро из фольги, канистра и тряпка из туалетной бумаги.

Основание

После того как все действующие лица будущей диорамы были собраны и окрашены, переходим к наиболее творческому и интересному (лично для меня) процессу – собрать все это вместе, создать нужное окружение и настроение. Мое убежденное мнение, что основание диорамы не просто и не только подставка для фигур, основание – основа диорамы в целом и сюжета в частности! Плохо сделанное основание способно сгубить мастерские сделанные фигурки и технику, убить сюжет. Впрочем как и вытянуть топорно сделанные модели. Уверен, что многие с этим могут не согласится, впрочем иметь свою точку зрения это право каждого. Я просто хочу изложить свой подход к изготовлению основания на конкретном примере. Итак. Для начала определяем размеры основания. При расчете я исхожу из очень простого принципа – площадь моделей техники и фигур должна составлять не более пятой части площади основания диорамы. Это дает возможность создать необходимую атмосферу с помощью отдельных небольших элементов антуража. Другой немаловажный момент – асимметричность. Сюжет не должен располагаться в центре. Такой ход дает возможность зрителю мысленно расширить диораму, увидеть то, что ему хочется. Итак, размеры основания определены. Для начала я заказываю багетную рамку, причем придерживаюсь единого стиля оформления своих работ, отличатся может только цвет багета. В данном случае рамка совершенно обычная, как для фотографий. В качестве основания использован толстый упаковочный картон в несколько слоев. Сразу же выделяем зону тротуара. Теперь необходимо сделать несколько особенных, выделяющихся элементов, в данном случае это канализационный люк и фонарь. Фонарь взят из Миниартовского набора. Что бы как-то разнообразить стандартный элемент я решил «снять» технологическую крышку и показать подводку проводов. Соответственно отражатель и патрон светильника изготовлены самостоятельно, из фольги и пластика. Верхняя «загогулинка» также изготовлена самостоятельно из проволоки, причем конструкция сделана разборной (для удобства транспортировки). К изготовлению люка пришлось подойти более творчески. Давно читал и слышал массу положительных отзывов про художественную пластику - настала пора попробовать. Процесс лепки настолько меня увлек, что заодно с люком были изготовлены несколько мешков и каменный бордюр. И уже после того, как по настоящему разошелся – сумка для ключей и сами ключи. Разметив места размещения фонаря и люка, и зафиксировав бордюрный камень переходим к мостовой. Я использовал старый, не раз описанный в модельной литературе, метод. Основан он на использовании в качестве камней чечевицы. Промазываем картон ПВА и укладываем на нее зернышки чечевицы. Если требуется – придаем соответствующий рисунок. В данном случае я не стал этого делать. Мастер-моделью послужил участок дороги (сколько добрых слов там было произнесено!!!), ведущей к гаражу, мощенный в двадцать-лохматом году прошлого или позапрошлого века. Надо отдать должное русским мастерам. Пару раз дорогу пробовали закатать асфальтом но хватало его не надолго. После того, как все пространство закрыто чечевицей, необходимо заполнить промежутки между зернышками. Для этого я использовал испанскую пасту для лепки Jovi. Напоминает она художественную белую глину, но более пластичная и на акриловой основе. Паста втирается в промежутки, верхушки чечевицы оставлены незакрытыми - это создаст эффект настоящего булыжника. После высыхания всей конструкции монтируется люк основание грунтуется все той же автомобильной грунтовкой ГФ-21. Загрунтовое основание я оставляю сохнуть на несколько дней, после этого приступаю к окраске. Для этого использована нитрокраска от Звезды (самая дешевая из всех, что есть :), с тем же успехом можно использовать гуашь или любую другую водорастворимую краску ). В данном случае все основание задуто из аэрографа земельно-пыльным цветом. Чтобы сделать мостовую похожей на настоящую, воспользуемся темперой. В случайном порядке я окрасил верхушки чечевицы в желтый, черный, белый, темно-коричневый цвета. Краска наносится тонким полупрозрачным слоем, давая возможность проступать базовому цвету. На этом этапе главное не переборщить, не надо стремится окрасить каждый камень. Примерно 1/3 часть так и осталась базового цвета. Для люка использовался полируемый металлик ModelMaster, использовался метод сухой кисти и последующая полировка войлоком. В завершении на свое место помещаем фонарь. Теперь можно приступать к завершающему этапу – создать нужное настроение. Достигается это достаточно просто. В углу, на участке тротуара формируем небольшую кучку обломков кирпичного строения из лома гипсокартона. На верхних обломках слой картона с одной стороны удаляется и зубоврачебным зондом процарапывается кирпичная кладка. Для окраски был выбран более яркий, чем реальный цвет, и опять роспись темперой – швы кладки и отдельные кирпичи. Затем на основание, начиная с полученных мини-развалин наносится кирпичная крошка и пыль. Сразу хочу отметить, сам я ничего не дробил и не перетирал. Материал за меня, так сказать, истерло время. Подножье Смоленской крепостной стены (фото есть в копилке) усыпано осколками кирпича, вперемешку с частицами известкового раствора различной фракционности, земли и пыли. Дело за малым – собрать это и разделить по величине крупинок. Способ фиксации мусора прост. Небольшой участок промазывается матовым лаком (именно лак, ПВА для этого не очень подходит) и засыпается крошкой, излишки удаляются широкой кистью. Чем дальше от развалин, тем меньше битого кирпича. По окончании офактуривания сделана легкая тонировка молочно-красной темперой всего основания, основное внимание участкам между камней мостовой. Чтобы как-то разнообразить полученную красно-коричневую гамму, я ввел несколько дополнительных элементов, наличие которых вполне естественно для улицы прифронтового городка. И на этом этапе главное не перестараться, все должно быть гармонично. Обломки досок из шпона, колесо от телеги (из тамиевского набора аксессуаров для диорам 35067), брошенные или забытые в спешке мешки, несколько листов газеты (отсканирована реальная газета, в фотошопе заменен заголовок, добавлена фотография, и всё это отпечатано с уменьшением на лазерном принтере, затем тонировано темперой), масляное пятно под картером бронеавтомобиля.

Заключение

Теперь, когда большая часть работы с основанием закончена, можно приступать к фиксации фигур и техники. Эти элементы я всегда закрепляю жестко. В данном случае использовался «Супер-момент». Непосредственно перед помещением объекта на основание необходимо немного оттонировать технику и фигурки под общую цветовую гамму. На этом этапе также исправляются маленькие косяки и добавляются некоторые малозначительные детали, в данном случае различный инструмент. Остаются сущие пустяки - дать название диораме. Я стараюсь подбирать название достаточно звучное, в духе лозунгов и «майских» призывов ЦК КПСС (кто застал время застоя и его развала, тот помнит…). В большинстве случает оно рождается одновременно с началом работы и во многом определяет сюжетную линию будущей диорамы. Всё! Диорама готова. p.s. Хочу выразить благодарность Денису Игнатьеву (Danny) за отлично выполненный монтаж заглавной фото и ценные советы при написании данной статьи и Али Сафарову (Aly) за предоставленный архив фото БА-20.

Обсуждение статьи (комментариев: 7)

Пущинский
Зачем раскрашивать рожи людей . Ведь какието монстры из Кинга получаются
 
aap
нормальная работа! Газета ХОРОША!
 
Мертвец
офигительно!
 
СТАЛИН
Dimon, расскажи подробнее, как делать газету?
 
Начинающий
Офигенно!Просто офигенно!
 
АлСед
Дмитрию.<br />
1. В последнее время стало модным на моделях боевой техники воспроизводить следы ржавчины. По моему мнению, во времена ВОВ механика техники за наличие ржавчины просто бы рассрелляли, в в настоящее время - дали как минимум 5 суток губы и 2 часа на покраску. Или я не прав? <br />
2. Как избавиться от ненужного блеска одежды, даже если это кожа? Я думаю - это покраска матовыми красками + промакивание чуть подсохшей но еще мокрой краски марлевым тампоном.<br />
3. Газета и люк дейсвительно удались. <br />
4. Желаю терпения и новых успехов. <br />
 
Dimon
АлСед, отвечу по порядку.<br />
1. Что касается именно данной работы, то ржавчины на БАшке нет, тут дело немного в другом - пыль и грязь, спекшаяся и въевшеяся в краску. Что касается в общем, то всякое возможно. В 41-42 годах техника месяцами не выходила их боев, соответственно имела массу повреждений покрасочного слоя + атмосферные явления. <br />
2. Использовать правильную краску )))) Любое промыкание это нарушения лакокрасочного слоя.
 
Фотоотчет к материалу Фотоотчет
Предлагаем Вашему вниманию другие фотографии этой работы в галерее.
Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.