Мастерская > История одной работы

Преторианец

фото #001
фото #002
фото #003
фото #004
фото #005
фото #006
фото #007
фото #008
фото #009
фото #010
фото #011
фото #012
фото #013
фото #014
фото #015
фото #016
фото #017
фото #018
фото #019
фото #020
фото #021
фото #022
фото #023
фото #024
фото #025
фото #026
фото #027
фото #028
фото #029
фото #030
фото #031
фото #032
История одной работы: Преторианец

Представляю Вашему вниманию долгожданную фигурку фирмы MiniArt - воина римской гвардии в масштабе 1:16. Сразу хочу заметить, что качество фигур и их собираемость заметно отличается в лучшую сторону от предыдущих наборов мушкетёрской темы и тем более рыцарей. Но шпаклёвка при сборке всё же понадобится.

Ко всем предыдущим фигуркам фирмы MiniArt я приложил свою руку, не избежать сей участи и римлянам. Нет, фигурка вполне хорошо выглядит после сборки, детали хорошо просматриваются и выделяются на фоне остальных. Но пластик - это не эпоксидка. На станочной матрице не добьешься чёткой границы на деталях заготовки, они всегда слегка зализаны, и уж тем более невозможно сделать отрицательные углы. А именно чёткостью мелких деталей и ценятся качественные фигурки.

Берём необходимые инструменты, клей, растворитель и незаменимую тамиевскую двухкомпонентную эпоксидную шпаклёвку. В одну руку берём заготовку фигурки, в другую скальпель и начинаем лечить клиента - прорезаем все мелкие детали, чётко выделяя границы их контуров; некоторые можно вообще срезать и заменить новыми, самодельными. Да, это долго и нудно, но зато как Вы возгордитесь и зауважаете себя, глядя на готовую, улучшенную Вашими руками, уже дорогую для себя фигурку!

Я начну с туловища, там нужно переделывать больше всего. Cначала срезал ремень ножен меча (потом из жести сделаю новый). Затем срезал соединительные пластины с лорики (панциря). Новые пластины я вырезал из жести, засверлил с одной стороны и там же загнул (Г-образно), приклеил на место прежних и поставил клёпку, и напоследок связал пластины проволочкой (тоже нелёгкая работа, попробуйте связать проволоку маленьким бантиком).

Далее я срезал клёпку с поясного ремня (она выглядит как выдавленная изнутри и прорезать её я не мог, мало места для скальпеля), сделал новую клёпку, хорошо выделяющуюся своими границами; прорезал пластины лорики так, чтобы создавалось впечатление, будто одна пластина заходит на другую с зазором, это достигается сильным отрицательным углом между пластинами.

Осталось приклеить наплечные пластины, только сначала надо сточить края до необходимой толщины - если этого не сделать, то будет похоже на бронелисты. После этого туловище готово к грунтовке и росписи.

Приступаем к работе над головой - она клеится из трёх деталей и шпаклёвка здесь понадобится. Вроде бы проблем больше никаких, но всё же стоит подправить скальпелем глаза, прорезать брови, прорезать отверстия в носу, слегка подправить губы и, наконец, привести в порядок уши. Теперь с головой порядок, можно одевать шлем.

Фигурка хороша, но исторические факты ставят под вопрос правильность миниартовского шлема. Преторианцы были охраной императора, жалование получали в три и одну треть раза больше чем легионера, служба их была короче (16 лет) и проходила в основном в Риме. В эпоху своего расцвета преторианская гвардия, помимо высокой оплаты, пользовалась и другими значительными преимуществами. Император более чем щедро осыпал их дарами. Их форма и штандарты подчёркивали их особый статус.

Всю амуницию трогать не буду, но кое что подправим. Начнём со шлема – согласно информации, которой щедро поделился со мной Антон Дедюлькин (Don Rumata), преторианский шлем был богато украшен позолоченой чеканкой. Здесь мне поможет тамиевская эпоксидная шпаклёвка. Несколько часов монотонного труда приносят свои результаты. Необходимо ещё поиграться с плюмажем -скальпелем разделяю и прорезаю каждое пёрышко и с помощью эпоксидки долепливаю внутрению сторону оперения. Небольшому усовершенствованию подверглись и нащёчники, но это уже мелочь - ещё час работы, и шлем можно крепить на голове, не забыв связать нащёчники шнурком.

Продолжаем работу - подошла очередь рук, а точнее, кистей рук. Кисть левой руки, держащая поручень щита, сжата в кулак, а вот кисть правой руки, которую видно на переднем плане, MiniArt не соизволил привести в надлежащее положение – также, как и фигуркам рыцарей, римлянину будет неудобно фехтовать прямой кистью. И здесь мне помогла тамиевская эпоксидка - жестоко ампутируем разжатую кисть и лепим нужный для нас вариант. Вставляем в вылепленый кулак меч - и руки тоже готовы к грунтовке.

Изучая красивый рисунок преторианца на коробке, замечаю чеканку на ножнах от меча. Сверяюсь с имеющейся информацией - да, так и есть, придется дорабатывать и ножны. И снова в дело идет тамиевская шпаклёвка. После покраски крепим к ножнам ремень перевязи, и, если присмотреться, я показал крепление перевязи шнурками, как описано в энциклопедии. На перевязи очень сложная застёжка-крючок - я смог её скопировать, но увидеть это можно только в упор.

А вот с кинжалом никаких проблем, вот только крепится он к поясному ремню очень интересно, с помощью нескольких колец - я попробовал это воспроизвести.

Следующий на очереди скутум (щит). Судя по информации из «Энциклопедии военной истории», у преторианцев был овальный скутум с богатой чеканкой на умбоне. Сам щит у Миниарта немного другой, но умбон я смогу исправить с помощью всё той же эпоксидной шпаклевки. Заранее обрадую всех – в наборе дана прекрасная декаль для щита. Декали у рыцарей и мушкетёров были слабенькими, рассыпающимися прямо в воде, да к тому же полупрозрачными. Но декали в наборах римлян крепкие, матовые и с четким рисунком, плёнку почти не видно на щите.

Вот наконец-то и до ног добрались - много времени ушло и на них, достаточно просто посмотреть на склеенные ноги фигурки и мы видим кукольные ножки пупсика. Это не проблема – беру за образец рисунок ног на схеме раскраски и просто копирую их вид, прорезая мышцы.

Чуть сложнее с сандалиями. Нет, сами сандалии-калиги довольно хорошо отлиты, но раз дорабатывать, то дорабатывать всё - прорезал лямки сандалий с большим отрицательным углом, кое-где даже пустота просматривается между ногой и лямкой. Прорезал ногти на пальцах. И снова воспользовался шпаклёвкой - пролепил соединительные швы лямок спереди и шовчик сзади сандалии. Шнуровка из проволоки.

Ну вот, всё готово, и настал черед окраски. Как всё получилось в итоге - судить Вам.

Обсуждение статьи (комментариев: 18)

Менелай ( Санкт-Петербург )
Понравилось! Только вот у шлема наверное, нужно было увеличить затылочную часть! Его можно сравнить с рисунком преторианца в обзоре Dona Rumata!
 
ZuZu ( Иркутск )
симпотично, шлем грубоват, а вот решение с сандальками понравилось и снятие стружки с ног тоже впечатлило, перебор немного, но симпатично.
 
Антон Кулёв ( Санкт-Петербург )
Очень красиво получилось. Вот бы еще волосы на ногах добавить. :)
Сам сейчас потихоньку делаю легионера II в.н.э., эта статья мне очень поможет!
 
Руслан Слюсаренко ( Украина ,город Одесса )
Антон ножки римляне какраз брили,чтоб в длительных походах,когда помытся негде,козявки не заводились.
 
Sarmat ( Россия )
Преторианец весьма понравился. На римском барельефе видел трех преторианцев, но у них рожи надменные, сенаторы скромнее бывают. Наверное они скульптора чем-то обидели.Такую рожу я видел только в армии, когда дембель стоял перед строем салаг, прослуживших три дня.
 
СбитыйНадБалтикой ( Санкт-Петербург )
Весьма! Весьма! Один нюанс: эта великолепная работа называется "Преторианец", а они по моему носили одежду только фиолетового цвета. чтобы отличаться от простых легионов, которые не могли оперировать на территории Рима.Это был своего рода "гвардейский" цвет. в фильме "Гладиатор" это точно показано, хоть сам фильм и не образец документалистики. Хотелось бы слышать мнение автора.
С Уважением.
 
Don Rumata ( Ростов-на-Дону )
Руслан, объем доработок впечатлил, понравились рельефные украшения(напрасно только орел на умбоне двухглавый-они появляются в Византии и позже). Анатомия фигуры ужасная изначально, поэтому портит впечатление, несмотря на хирургическое вмешательство.
СбитыйНадБалтикой, хоть я и не автор, но :Фиолетово-красный -один из оттенков пурпура, какой оттенок использовали преторианцы нам точно не известно. Поэтому с туникой все нормально.
 
Александр Паскаль ( Москва )
По поводу самой фигуры преторианца от МиниАрта: крайне неудачное на мой взгляд смешение "общевойского" панциря и "церемониального" шлема. Чем руководствовался скульптор МиниАрта - не совсем понятно. Луврский рельеф конечно красив и пафосен, и хотя по нему имеется много вопросов, однако подобного сегментного панциря там нет. Почему нельзя было изготовить фигуру преторианца по уже готовой реконструкции с этого рельефа? - http://diorama.ru/workshop/reviews/100/photo9/
Есть хороший выпуск издательства Оспрей в серии Elite(№50) - "The Praetorian Guard" с иллюстрациями Р.Хука. Преторианцы в полевых условиях изображены там в легионерских шлемах и доспехах.
Помимо охраны императора, на преторианах лежали обязанности по содействию городским и пожарным (вигилам) когортам, в случае необходимости, а также участие в военных походах, если их возглавлял сам император.
Богато украшенный шлем, с луврского рельефа, своей формой (особенно короткой назатыльной частью) сильно похож на кавалерийские римские шлемы. Но для боя в пешем строю он практически не подходит. Значит, либо скульптор сильно утрировал сущестовавшие в действительности шлемы, ради декоративности изображения, либо это действительно церемониальное облачение. Дворцовый караул, обычно небольшой по численности, можно было экипировать такими предметами защитного снаряжения. Но в расположении части, в городских кварталах, в боевой обстановке и в походе - они не применялись. И подтверждением тому - другой рельеф с преторианцами - рельеф "Канцелярии".

Очень понравилось, как был изготовленны пряжки и застежки на задней части панциря. А вот рисунок на щите на мой взгляд, можно было бы в таком масштабе и краской нанести.

С Уважением, Александр.
 
Don Rumata ( Ростов-на-Дону )
Назатыльник шлема вполне нормального размера для своего типа. Это аттический шлем, у него не должно быть выступающего назатыльника. Вот, для примера, аттический шлем IV в. до н.э. из италийских мастерских, сейчас в музее Неаполя:
Изображение
 
Менелай ( Санкт-Петербург )
Вот, все правильно! Затылочная часть выступает назад. Сравните!
Изображение
 
Don Rumata ( Ростов-на-Дону )
Мне кажется дело все же не в назатыльнике. У него огромный ушной вырез и странные сужения перед петлями нащечников, это сильно режет глаз.
Изображение
 
Менелай ( Санкт-Петербург )
У него огромный ушной вырез и странные сужения перед петлями нащечников, это сильно режет глаз.

Согласен!
 
СбитыйНадБалтикой ( Санкт-Петербург )
Спасибо за реакцию Don Rumata, но всё же красный "линейных" легионов и феолетовый преторианцев различался достаточно сильно, а тезис о том, что "Фиолетово-красный -один из оттенков пурпура, какой оттенок использовали преторианцы нам точно не известно" - Это схоластика ;)(+)
А пурпур, насколько мне известно вообще имел право носить только император. Кроме того, писАть красными чернилами мог тоже только император.
С Уважением.
 
Александр Паскаль ( Москва )
Don Rumata!
Антон, форма атического шлема напоминает S в профиль. Мне ближе вариант схожести с позднеэллинистическими образцами. Но идею твою понял - шлем преторианцев преднамеренно "архаичен" (что мы наблюдаем сейчас в униформе европейских гвардейских частей).
А нащечники странной формы полностью лежат на скульпторе. На хорошо знакомой тебе колонне Траяна тот же прием в изображении шлемов легионеров.

СбитыйНадБалтикой!
"..."линейный" легионов и фиолетовый преторианцев..." - это уже похоже на "роспись" прикладного сукна у пехотных полков ;) . Позвольте узнать, откуда у вас такая информация? Я только один раз встречал в литературе такое однозначное утверждение. Шпаковский в книге "Средневековые рыцари" писал, что дескать легионеры носили красные туники, а воины вспомогательных когорт - синие. Вот так и никак иначе.

С Уважением, Александр.
 
Don Rumata ( Ростов-на-Дону )
Александр, под S-образным профилем ты подразумеваешь отогнутый нижний край назатыльника? Так у италийских шлемов аттического типа(который внутри себя тоже подразделяется), он зачастую практически не отогнут, не считая обвальцовки по краю.
На колонне Траяна этот прием (мелкие нащечники) применен по понятной причине-показать лица. По той же причине на многих эллинистических памятниках у воинов не показаны нащечники на тех типах шлемов, на которых они были. Или в классической вазописи большая часть персонажей сражается в сдвинутых в небоевое положение(на макушку)коринфских шлемах. Мне самому миниартовские фигуры не понравились. Но назатыльник того шлема, что одет на этой фигурке вполне мог быть.
СбитыйНадБалтикой, для Вас кратко о преторианцах и пурпуре.
Спасибо за реакцию Don Rumata, но всё же красный "линейных" легионов и феолетовый преторианцев различался достаточно сильно, а тезис о том, что "Фиолетово-красный -один из оттенков пурпура, какой оттенок использовали преторианцы нам точно не известно" - Это схоластика (+)
А пурпур, насколько мне известно вообще имел право носить только император.

Никаких регламентов цвета легионерских туник не было. Так что поголовно одетые в красное легионеры-это киностереотип, такой же как кожаные лорики сегментаты и тораксы.
Цвет туник вызывает ожесточенные споры. Римлянам были знакомы практически любые цвета и красители. Скорее всего легионеры получали некрашеные шерстяные туники, те кто побогаче приобретали себе крашеные,цвет варьировался в зависимости от пристрастий.
В папирусе BGU 1564, найденном в Египте и датированным 138 г.н.э., содержится перечень одежды и одеял, заказанных для армии в Каппадокии. В нем говорится, что всю одежду следует изготовить из «красивой мягкой белой шерсти без примесей», с «хорошо обработанным краем, приятной и неповрежденной».
О пурпуре.
Пурпур действительно имеет массу оттенков. Настоящий пурпур, получаемый из из желез морских брюхоногих моллюсков - иглянок Murex brandaris, или т. н. пурпурных улиток, очень дорогой, в силу исключетельной трудоемкости окрашивания. Требуется огромное количество моллюсков. Моллюски встречались редко, но краситель отличался повышенной стойкостью к выцветанию. Он изготавливался только на востоке Средиземноморья. Плиний рассказывая о Корнелии Непоте пишет, что в молодые годы Непота(2-я половина I в. до н.э.) пурпур в Риме был очень модным цветом, фунт красителя стоил около 100 денариев. Уже в античные времена были известны и использовались более дешевые заменители, для людей с более скромным достатком. Поэт Овидий говорит, что глупо носить дорогой пурпур, когда есть более дешевые аналоги. Цицерон насмешливо сообщает, что коричневая шерсть с овечьего огузка используется бедняками вместо пурпура.
И фиолетовый на преторианцах из к/ф "Гладиатор", столь приглянувшийся Вам-тоже пурпур. Пурпур бывает лиловым до фиолетового, малиновым, темно-красным(почти до коричневого, при насыщенном цвете). Бывает темно-красным как кровь.
Про то, что пурпур имел право носить только император,-очередной стереотип. Помимо вышеприведенных материалов, вот цитата из Плутарха(Плутарх, Красс,23-27):
"23. В тот день Красс, говорят, вышел не в пурпурном плаще, как это в обычае у римских полководцев, а в черном, спохватившись же, тотчас его сменил".
Что носили преторианцы в разные периоды- вопрос тоже дискуссионный.
Но, честно говоря, писать вкратце еще столько же нет желания. Могу только посоветовать прочесть для ознакомления книги G. Sumner "Roman Military Clothing (1) 100BC—AD200." - по одежде, и B. Rankov "The Praetorian Guard",-по преторианцам. Обе они к тому же содраны в серии "Новый солдат"(естественно, без указания авторов), Вам не придется даже переводить на русский.
P.S. По цвету туники данной фигурки-стоило бы сделать его чуть более темным и насыщенным, тогда претензий вообще бы не было.
 
СбитыйНадБалтикой ( Санкт-Петербург )
Благодарю, за информацию - развеяли дремучесть. Спасибо.
 
Игорь Немилов ( Рига )
Анатомия фигуры, не слишком, на мой взгляд, идеальная на оригинале (но вполне допустимая!) при "хирургическом вмешательстве" и покраске доведена до ужаса! Аж передёргивает!
Не стоило бы делать то, в чём нет достаточного понимания (заодно и время съкономили бы!).
Извините за категоричность!
С уважением!
 
Илья Чайка ( Москва )
Круто. А каким цветм окрашивали броню? Интересно,какая краска.
 
Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.